Ошибка
OK
Информация
OK

Здравствуйте и добро пожаловать в Академию Магии! Сегодня мы составим примерный алгоритм построения манабазы, используя принципы, описанные в двух предыдущих статьях (часть I и часть II).

Необходимо сделать одно важное замечание перед тем, как представлять какую-либо систему по построению манабазы — манабазы не любят систематический подход. Манабаза колоды может быть очень специфической. Она зависит от множества факторов — уникальных карт в колоде, уникальных способов взаимодействия этих карт, от множества доступных в формате карт, от других колод в формате — список можно продолжать долго. По этой причине, любые руководства по построению манабаз должны быть в достаточной степени общими. Строгие правила могут помочь в определенных случаях, но «секретной формулы» не существует.

Построение любой манабазы — это новая специфическая задача, но к этим задачам можно подходить математически. В этом смысле процесс построения манабазы довольно скучен. Многие профессиональные игроки обожают тестировать драфтовые теории или новые идеи колод, но ненавидят работать с манабазой колоды. Других, напротив, обнадеживает прямолинейность процесса — теории могут оказаться несостоятельными, а правильная манабаза в любом случае принесет свои плоды.

С чего начать? Колода состоит из 60 карт, и в ней манабаза и остальные карты работают вместе, но идеи колод все-таки как правило начинаются не с маны. Когда у игрока появляется идея колоды, он вдохновляется какой-нибудь сильной комбинацией, или каким-либо особым стратегическим подходом, и.т.п., а не идеей какой-то особой манабазы. Манабаза дополняет остальную колоду.

Впрочем, этому есть разумные пределы. Поддерживать в одной колоде, скажем, Grave Pact, Chlorophant и Dawn Elemental в большинстве форматов очевидно слишком сложно даже для того, чтобы хотя бы попытаться. Составляя колоду, нужно брать карты, поддержка которых в формате как минимум осуществима (хотя, конечно, всегда можно попробовать посмотреть, где находится эта грань), и только потом уже пытаться составить соответствующую манабазу.

Часто манабаза все-таки влияет на построение остальной колоды — какой-нибудь специфический мана-разгон (к примеру, земли вроде Geothermal Crevice), или какая-нибудь способность небазовой земли (были колоды, построенные на Scrying Sheets) могут быть привлекательными для нашей колоды. Некоторые решения в пользу стабильности по мане могут быть очевидными (если единственными вашими зелеными картами в колоде являются 4 Elvish Warrior, то вполне разумно заменить их на немного менее качественные карты другого цвета в интересах манабазы). В общем, обе составляющие колоды (манабаза и все остальное) приводятся к компромиссу, чтобы они работали вместе как можно лучше.

1. Убедитесь, что ваша колода имеет право на существование в формате.


В глубоких форматах множество многоцветных земель делают возможным удовлетворение даже самых сложных требований к цветам. В неглубоких (Блок, Стандарт), вариантов меньше, и нужно быть более осмотрительным. В Экстендете поддерживать в одной колоде Elvish Warrior и Foul Imp (к примеру, разумеется) может быть возможно. В Стандарте, или еще более мелком формате, это будет очевидной проблемой. (О разных констрактедных форматах можно почитать здесь).

Перед тем, как начинать, убедитесь (навскидку), что ваши требования к мане могут быть удовлетворены манабазой, которую вы сможете собрать в данном формате.

2. Сколько примерно у нас места под манабазу?


Итак, у вас есть примерный список карт, из которых вы хотите составить колоду...

Сколько места под земли нам нужно? Нужно ли резать некоторые карты из списка ради земель, или наборот добавлять?

Вот над чем стоит подумать:

  • Будет ли в колоде мана-разгон? То есть, будут ли в колоде заклинания, которые особенно хочется играть в ранней игре? Или, есть ямы в кривой маны, которые можно заткнуть с помощью разгона? Или просто в колоде есть лишнее место, которое можно заполнить разгоном для ускорения колоды? Помните, что мана-разгон и земли не взаимозаменяемы, поэтому при его наличии на манабазу потребуется больше места.

Часто игроки сразу включают разгон, который они хотят использовать, в деклист, еще до составления манабазы, и в дальнейшем корректируют его.

  • Есть ли у меня дорогие заклинания? Если есть, то мне нужно достаточно маны, чтобы иметь возможность играть их так часто, как мне это нужно.
  • Есть ли у меня дешевые дроу-заклинания или манипуляции с топдеками? Если у меня регулярно будет доступ к дополнительным картам с помощью Brainstorm или Sensei's Divining Top, то я могу положить чуть меньше земель.
  • Как долго продлится игра? Взаимоотношение между ожидаемой длиной игры и манабазой в какм то смысле сложное. С одной стороны, можно подумать, что в агрессивной колоде, которая хочет выигрывать на ранних ходах, можно играть большим количеством земель, так как перспектива получить слишком много в поздней игре ее не пугает; напротив, в контрольной колоде можно играть меньшим, так как у нее будет больше времени для того, чтобы получить их. С другой стороны, агрессивной колоде нужно получить хорошую стартовую руку чтобы выиграть в ранней игре, а контрольной нельзя пропускать ленд-дропы, чтобы дожить до поздней.

Конечно, время от времени бывают исключения — колоды, играющие меньше, чем в 16 земель, или больше, чем в 30, но большинство играют количеством от 22 до 26 (22 — нижний край, агро-колоды с дешевыми заклинаниями и без мана-разгона, 26+ — верхний, контрольные колоды с мана-разгоном).

Всегда обращайте внимание на особенности вашей колоды (например, специфические карты), которые могут побудить вас играть большим или меньшим количеством земель.

Попробуйте определить по ощущениям, сколько вам нужно места под манабазу, а затем корректируйте, если это нужно.

3. Сколько примерно потребуется цветной маны?


Сколько маны каждого цвета нам нужно чтобы поддерживать наши заклинания? В какой пропорции должны быть представлены соответствующие земли? Сколько, и каких многоцветных земель нам нужно положить? Будет ли у нас место для бесцветных земель со способностями?

Вот над чем стоит подумать:

  • Сколько карт каждого цвета в моей колоде? Ответ на этот вопрос даст вам примерные пропорции, которые можно будет использовать, но помните о том, что нужно смещать их ближе к середине. То есть, даже если у вас 4 красных карты и 32 зеленых, вам нужно играть больше, чем в 4/36 красных источников.
  • Есть ли у меня особо требовательные к цвету карты, и сколько их? Поддерживать заклинания с двойным цветным костом, особенно если оно дешевое, гораздо легче в основном цвете, чем во второстепенном или сплешевом. В случае второстепенного цвета, вам уже недостаточно будет для этого обыкновенной мана-стабилизации (Rampant Growth за единственной землей), нужно будет играть сильно большим количеством источников этого цвета, чтобы регулярно получать по два и больше.

Кроме основных пропорций, в некоторых колодах особенно интенсивные требования (в общем по цветным символам маны). Если в моей красно-зеленой колоде все заклинания с одним цветным символом в мана-стоимости, то моя манабаза вполне сможет вместить несколько бесцветных земель, не потеряв в стабильности. Если в моей колоде есть несколько заклинаний с несколькими цветными символами, мне наверняка нужно будет пользоваться услугами многоцветных земель.

Также учитывайте карты, «любящие» ману какого-либо цвета, как Frozen Shade.

  • Насколько дорогие заклинания в каждом цвете? Чем дороже заклинание, тем больше карт из колоды вы успеете получить перед тем, как будете иметь возможность сыграть его, то есть тем выше шанс получить соответствующие земли, то есть требования к цветной мане у дорогих карт меньше.


Основной принцип удовлетворения требований к цветам состоит в следующем: вам нужно иметь возможность сыграть все заклинания в своей руке. Это значит, что, даже если у вас в колоде всего лишь два белых заклинания, вам нужно иметь возможность сыграть их в тот момент, когда вы получите их на руку. Если бы вы играли пропорциональным количеством белых источников, шансы получить и белую ману, и белое заклинание были бы невелики. Вместо этого следует играть таким количеством белых источников, чтобы иметь возможность играть наши заклинания в большинстве игр, даже если мы не получим их на руку. Белая карта на руке без источника белой маны бесполезна, тогда как Plains на столе полезен и без белых карт в руке.

Учитывая то, что на первый ход нам доступны 7-8 карт из 60, если мы хотим получать Plains на стартовую руку, в среднем, каждую игру, нам нужно играть минимум в 8 — меньше, если наши сплешевые карты дороги по мане, и больше, если мы хотим надежности.

8 источников — это минимум того, сколько нужно для поддержки сплешей, даже минимальных. Даже если вы играете всего в 1 Plains, вы можете положить 4 Rampant Growth и несколько Selesnya Signet-ов, или воспользоваться каким-нибудь другим подходом.

Для основного цвета, используя те же соображения, можно сказать что 16-24 источников будет более чем достаточно.

Опять-таки, не забывайте принимать во внимание особенности колоды.

Определитесь по ощущениям, сколько источников вы хотите посвятить каждому цвету (и помните, что некоторые источники за невысокую плату могут давать несколько цветов сразу).

4. Первый вариант.


Теперь, когда у вас есть представление, сколько места у вас есть, и сколько цветной маны вам нужно, попробуйте составить первый вариант манабазы.

Ваша цель может выглядеть примерно так: у меня есть 26 слотов, из которых 3 я хочу посвятить мана-разгону. Я хочу вместить 10 белых источников, 20 синих и 13 красных. Как это будет выглядеть?

Убедитесь, что принимаете в рассмотрение все многоцветные земли, разгон и стабилизацию, доступные в формате. Если какая-то земля особенно подходит (к примеру, Karplusan Forest в R/G колоде), можно сразу положить ее. Если таких земель слишком много, оцените, что подходит лучше всего.


I. Какие земли использовать? (Adarkar Wastes, Hallowed Fountain или Azorius Chancery)

Тут важны особенности колоды. Каждая из приведенных земель производит белую и синюю ману — какой дроубек легче для вашей колоды? Часто, карты очень близки по качеству, и компромисс бывает лучшим решением — Adarkar Wastes и Hallowed Fountain на стартовой руке дают больше опций, чем две пустоши или два фонтана.

  • Принимайте в расчет кривую маны. Если у вас нет заклинаний за одну ману, у вас будет возможность класть Hallowed Fountain без боли достаточно часто. Если вам как правило нужна бесцветная мана, но нужно иметь доступ к синей и белой в исключительных случаях, Adarkar Wastes может быть лучшим выбором.
  • Сравнивайте качество земель. По общей шкале, Hallowed Fountain, пожалуй, получше, чем Adarkar Wastes, и намного лучше, чем Coastal Tower. Логичнее склоняться в пользу более качественных земель.
  • Обращайте внимание на уникальные свойства земель. Azorius Chancery влияет на вашу манабазу особенным образом (она дает две маны). Hallowed Fountain, в отличие от большинства небазовых земель, имеет подтипы базовых земель (Island, Plains), и может быть вытащена из колоды картами вроде Gift of Estates.


II. В какой пропорции использовать земли? (Adarkar Wastes, Shivan Reef, Battlefield Forge)

Это сложный вопрос, который нужно решать отдельно для каждой новой колоды. Если мне нужно добавить один красный источник, один синий, и один белый, как это сделать — 1 Mountain и 1 Adarkar Wastes, 1 Island и 1 Battlefield Forge, или 1 Plains и 1 Shivan Reef

?

  • Следует минимизировать дроубеки земель (в этом случае, повреждения). Скажем, я конечно хочу иметь возможность играть все заклинания, но я знаю, что в основном мне нужна красная мана, а белая и синяя нужна «по праздникам». Это значит, что мне нужно много безболезненных и надежных источников красной маны (Mountain), несколько Adarkar Wastes для баланса, и, помимо этой основы, некоторое количество Battlefield Forge и Shivan Reef (и чуть-чуть островов и равнин), чтобы иметь возможность играть синие и белые заклинания чаще.
  • Подумайте, как вы будете играть свои заклинания. Этот вопрос сам по себе достаточно сложен, чтобы написать о нем отдельную статью, но я по крайней мере поставлю его. Пускай вы играете в колоде Boros Swiftblade. Это значит, что на второй ход мы хотим иметь одну землю, способную производить красную ману, и одну землю, способную производить белую. С одной стороны, Battlefield Forge выглядит логичным решением, она позволяет нам сыграть свифтблейда с еще одной горой или равниной. С другой стороны, принимая в расчет ограниченность места, комбинирование красного и белого источника в одну карту (ведь нам нужно 2 разных источника для Boros Swiftblade) уменьшает наши шансы сыграть его. На первый вгляд, работают оба фактора, но в общем случае, выгоднее играть как можно меньшим количеством земель, не производящих белую или красную ману, чем играть как можно большим количеством земель, производящих и то, и другое.
  • Также подумайте, какие заклинания вы будете играть в один и тот же ход. Например, если в моей колоде есть Flying Men и Mana Tithe, я буду играть Shivan Reef и Plains, а не Adarkar Wastes и Mountain, так как первая комбинация позволяет мне сыграть оба заклинания в один ход, а вторая нет.

Иногда, если у колоды нет каких-нибудь особых требований, эти земли фактически взаимозаменяемы. И, опять же, наличие на руке Shivan Reef и Adarkar Wastes дает нам больше опций, чем два рифа или две пустоши, поэтому при прочих равных кладите всего понемножку.

III. Какие базовые земли использовать? (Mountain, Plains, Island)

  • Принимайте в рассмотрение карты, предрасположенные к базовым землям (Rathi Dragon) и заклинания мана-стабилизации, ищущие базовые земли (побуждающие нас играть по крайней мере одной землей каждого цвета, который мы хотим искать).
  • Кладите те земли, которые вы много будете использовать. Если вы планируете использовать зеленую ману каждый ход, лучше если она будет исходить от надежного и безболезненного источника.

Как выбрать состав земель? Скажем, у меня есть 3 слота, и нужно включить два красных источника, один белый и один синий. Нужно решить (I) какие земли использовать, (II) в какой пропорции, (III) и какие из них будут базовыми.

Если вы обнаружите, что ваши требования к цветам легко удовлетворяются, вы можете положить полезные бесцветные земли, или посплешить еще один цвет, чтобы прибавить вашей колоде гибкости и мощи.

5. Корректировка.


Отойдите на шаг и посмотрите на манабазу и на колоду. Работает ли она?

Что нужно проверить?

  • Не слишком ли много у меня земель, так что обычно незначительные дроубеки (вроде лишнего повреждения от Adarkar Wastes) становятся сильными проблемами?
  • Навскидку, получится ли у меня играть мои заклинания вовремя? (Если вы хотите часто иметь возможность играть Wrath of God на третий ход, убедитесь, что у вас достаточно разгона, чтобы играть его на второй ход, достаточно земель, чтобы иметь три на третий, и достаточно белой маны, чтобы иметь ).
  • Нет ли какого-нибудь очевидного недочета, который легко исправить? (К примеру, у вас есть карта, которая не очень важна, но при этом требующая многого от манабазы).

Любое количество недочетов можно исправить. Можно либо попробовать другой состав земель, либо поменять основной деклист, сделав его поддержку более реализуемой.

6. Второй вариант.


Попробуйте еще разок, и повторяйте пункты 4-5 столько, сколько потребуется.

7. Окончательная регулировка.


К последнему шагу можно перейти поле реального тестирования. Продолжают ли возникать трудности? Застревает ли какая-нибудь карта на руке достаточно часто? Если вы замечаете подобные вещи, то время вернуться к рабочему столу и внести изменения.

На следующей неделе будет последняя статья из этой серии, в которой мы составим манабазу для настоящей колоды, используя все приведенные принципы.
Джефф

Дизайн сайта
Добро пожаловать на сайт клуба настольных игр «Единорог», посвященный ККИ Magic: The Gathering.
Ресурс не является официальным сайтом игры.

Wizards of the Coast, Magic: The Gathering, and their logos are trademarks
of Wizards of the Coast LLC in the United States and other countries.
© 2012 Wizards. Used with permission. All Rights Reserved. This website is not affiliated with,
endorsed, sponsored, or specifically approved by Wizards of the Coast LLC.