Стандарты нестандартные

Опубликовано: 04.04.2011

— У меня есть один знакомый. Он утверждает, будто
человек — это только промежуточное звено, необходимое природе
для создания венца творения: колоды из шестидесяти карт.

Привет! Меня зовут Валерий, и я теперь буду вести постоянную колонку под названием «FNM начинается во вторник». А теперь – ответы на несколько вопросов, которые у вас наверняка возникли.

Почему я? Да и кто я, собственно говоря, такой, чтобы кому-то о чем-то рассказывать?

Я не чемпион России и не проплеер (хотя такие есть среди моих друзей), зато я слежу за всеми свежими новостями из мира Магии и немного понимаю в декбилдинге, поэтому надеюсь, что смогу рассказать что-то, что поможет вам лучше играть и добиваться успехов в турнирной Магии.

О чем я собираюсь говорить?

О формате «Стандарт» и о том, как можно успешно играть в него, не продавая почки и другие жизненно важные органы. Почему именно об этом? Потому что стандарт – самый популярный и востребованный формат, именно в нем проходит большинство турниров. Ну а целостность организмов читателей важна мне хотя бы потому, что иначе статьи будут никому не нужны. А если серьезно, то изобретательность и понимание того, у кого и как вы хотите выигрывать, могут дать больше, чем набор самых дорогих карт формата. Советов, как собрать что-нибудь из десяти коммонов и трехсот рублей, не ждите, а вот как обойтись без комплекта Джейсов – это я могу подсказать.

Почему «FNM начинается во вторник»?

Потому что статьи будут касаться по большей части того, что происходит вне турниров – новых интересных колод, метагейма, сайдборных техов. Выиграть хорошей колодой значительно проще, чем плохой, а значит, надо уделить немного времени подготовке. Во вторник уже известно, чем играли на больших турнирах в прошедшие выходные, и достаточно времени, чтобы успеть приготовиться к FNM или большому турниру в выходные, например, к отборочному турниру на национал. Именно поэтому моя колонка будет выходить каждый второй вторник – то есть раз в две недели.

Кстати, о квалифаерах: вот расписание ближайших из них.

  • 10 апреля, Кемерово
  • 16 апреля, Москва, «Белый Единорог»
  • 17 апреля, Москва, «Золотой Единорог»
  • 17 апреля, Санкт-Петербург
  • 23 апреля, Москва, «Белый Единорог»
  • 24 апреля, Нижний  Новгород
  • 24 апреля, Волгоград
  • 24 апреля, Омск

Как видите, возможностей попасть на национал более чем достаточно, надо только понять, что происходит вокруг и как со всем этим бороться. Разумеется, никто не знает, против каких именно шести колод придется играть шесть туров на турнире, но шансы встретить что-то совсем новое и неизвестное невелики (пятьдесят процентов – или встретите, или нет), так что давайте осмотримся. Осматриваться мы будем с точки зрения агрессивной колоды, потому что любой контроль предполагает наличие комплекта Jace, the Mind Sculptor, комбоколод в формате нет, а хорошая рампа только одна.

Caw-Go

Итак, враг номер один – Caw-Blade. Думаю, с UWx контролем на Squadron Hawk и Stoneforge Mystic все знакомы достаточно хорошо. Две основные версии колоды – UW и UWB. Первая представляет собой дальнейшее развитие колоды, которой Бен Старк выиграл Про Тур Париж, вторая – творение Джерри Томпсона, который штампует им победу за победой в США.

UWB версия значительно лучше, чем UW, если вы планируете играть много мирроров – хороший ремувал, дискард (Inquisition of Kozilek – одна из лучших карт в стандарте на сегодня) и прочие полезные опции позволят вам быть гибче и сильнее оппонентов. Но бесплатный сыр, сами знаете, бывает только в мышеловке. Итак, чем приходится пожертвовать? Tectonic Edge, масс-ремувалом и количеством контрмагии, а также стабильностью манабазы. Итог – UWB версия, будучи предпочтительнее в мирроре, хуже играет против всех остальных колод. Хороший пример – вампиры, для которых UW – плохой матчап, а UWB – хороший. Справедливость второго утверждения наглядно показал на Гран При Барселона Эльдар Таги-Заде, сыграв вампирами с Caw-Go в общей сложности 7-1.

В качестве примера (а врага надо знать в лицо) приведу лист известного американского игрока и автора Джошуа Сильвестри:

 

4 Island
5 Plains
1 Arid Mesa
4 Celestial Colonnade
3 Glacial Fortress
1 Scalding Tarn
4 Seachrome Coast
4 Tectonic Edge
2 Baneslayer Angel
4 Squadron Hawk
4 Stoneforge Mystic
1 Mortarpod
2 Sword of Feast and Famine
2 Tumble Magnet
2 Day of Judgment
4 Preordain
4 Mana Leak
2 Spell Pierce
3 Gideon Jura
4 Jace, the Mind Sculptor
1 Baneslayer Angel
3 Kor Firewalker
3 Spreading Seas
4 Flashfreeze
3 Oust
1 Mystifying Maze
26 земель 10 существ 24 других заклинания Сайдборд

 

Характерные особенности листа Джошуа – целых два мэйновых Baneslayer Angel и всего два Day of Judgment. Mystifying Maze в сайде, как и мэйновые Tumble Magnet, – интересное решение против существ с мечами, которыми сейчас играют практически все.

Valakut

Враг номер два – Valakut. Красно-зеленая рампа существует в стандарте с самого релиза М11. Современные версии колоды отличаются набором разгона (в основном Lotus Cobra и Overgrown Battlement), количеством Summoning Trap и Green Sun's Zenith, а также набором ремувала в мэйне. Для примера я покажу вам лист Джоуи Миспэгела, недавно выигравшего крупный турнир в США.

 

5 Forest
11 Mountain
1 Evolving Wilds
1 Khalni Garden
3 Misty Rainforest
3 Terramorphic Expanse
4 Valakut, the Molten Pinnacle
3 Inferno Titan
4 Lotus Cobra
4 Overgrown Battlement
4 Primeval Titan
4 Explore
3 Khalni Heart Expedition
4 Harrow
4 Summoning Trap
2 Koth of the Hammer
3 Tumble Magnet
3 Acidic Slime
1 Terastodon
3 Green Sun's Zenith
3 Pyroclasm
2 Slagstorm
28 земель 15 существ 17 других заклинания Сайдборд

 

Самое первое, что должно бросаться в глаза при виде этого листа – он совершенно не подготовлен к встрече с быстрыми агрессивными колодами. Нет мэйнового ремувала, нет Obstinate Baloth в сайдборде. Такой план может работать в очень специальном метагейме, но в реальности я бы позаботился о том, чтобы не стать добычей агрессивных колод.

Комбоколоды

Отсутствуют как класс. Если вы думаете, что придумали новую крутую комбу – перепроверьте все еще раз, я уверен, что где-то в ваших расчетах есть ошибка.

Агрессивные колоды

Таких колод сейчас в стандарте довольно много – моноред, вариации квеста в разных цветах, вампиры, боросы… Давайте посмотрим, какие хорошие агрессивные карты есть в разных цветах:

Белый – Quest for the Holy Relic, Steppe Lynx, Squadron Hawk + Stoneforge Mystic.

Синий – синяя агрессия? Пожалуй, не стоит строить агроколоду в цвете, который не может предложить существа лучше, чем Welkin Tern.

Красный – Goblin Guide, Lightning Bolt, Koth of the Hammer, Hero of Oxid Ridge – все для нас.

Зеленый – Vengevine, Lotus Cobra (я бы играл ими в одной колоде, хотя это не самое дешевое развлечение).

Черный – Phyrexian Crusader, Bloodghast, Vampire Lacerator.

Как видите вариантов много, они все довольно популярны, и уместить подробный обзор в одну статью не получится, так что давайте ограничимся чем-нибудь одним. Пожалуй, самый интересный цвет – черный. О вампирах как-нибудь в другой раз (хотя они, несомненно, заслуживают подробного рассмотрения), а сейчас давайте остановимся на Фирексийском Крестоносце и его инфицированной компании, тем более, что их ожидает значительное подкрепление в новом сете уже совсем скоро.

Фирексия наступает!

У нас есть Phyrexian Crusader, Phyrexian Vatmother, Skithiryx, the Blight Dragon, Hand of the Praetors в черном, в других цветах – Cystbearer, Putrefax, Necropede, Ichorclaw Myr и многие другие существа с инфектом. Какую стратегию избрать? Мне приходилось видеть немало колод, имеющих целью просто завалить оппонента ядовитыми существами, а потом «как-нибудь добить».

Чем плох такой план? Тем, что, несмотря на то, что наши существа в два раза лучше обычных против оппонента, они не так эффективны против его существ, а значит, любое сопротивление способно замедлить наш темп и купить оппоненту время, необходимое для того, чтобы стабилизироваться. Еще одна проблема – отсутствие не то что хорошего, а просто любого первого дропа с инфекцией.

Есть еще интересный план «поставить любое существо с инфекцией, пойти в атаку и покастить Giant Growth три раза», но такие колоды, хоть и способны выигрывать на третий ход, крайне нестабильны и уязвимы ко всему на свете – контрспеллу в существо, ремувалу в существо, дискарду в существо, к тому, что на стартовой руке не будет существа (и после муллигана тоже). Так что этот план нам тоже не подойдет.

Вывод: если мы хотим выигрывать инфектом, нам нужен более надежный план. Какой? Вести себя не так, как обычно. Не пытаться завалить оппонента массой, не думая о том, что он делает, и не взаимодействуя с ним, а поставить хорошую угрозу и защищать ее от ответов оппонента до тех пор, пока мы не выиграем. Что нам для этого понадобится? Разумеется, контрмагия, а значит и синий цвет.

Синий цвет – это значит Jace, the Mind Sculptor? Нет, Джейса не будет. По крайней мере, большого. Он не зря стоит своих денег и в контролях действительно очень хорош, но нам баунс существа оппонента за четыре маны будет не слишком хорош, зато Mana Leak и Spell Pierce – просто подарки судьбы. Вот такой лист предложил недавно известный американский игрок Брайан Киблер:

 

4 Island
6 Swamp
4 Creeping Tar Pit
4 Darkslick Shores
4 Drowned Catacomb
4 Inkmoth Nexus
4 Necropede
4 Phyrexian Crusader
2 Skithiryx, the Blight Dragon
4 Contagion Clasp
4 Tumble Magnet
4 Inquisition of Kozilek
4 Preordain
4 Mana Leak
1 Deprive
1 Into the Roil
2 Jace Beleren
3 Phyrexian Vatmother
3 Disfigure
2 Doom Blade
2 Flashfreeze
1 Go for the Throat
1 Into the Roil
1 Jace Beleren
2 Duress
26 земель 10 существ 24 других заклинания Сайдборд

 

Как видите, в колоде Брайана совсем немного своих существ, зато достаточно карт, взаимодействующих с оппонентом, а при должной защите даже Некроножка превращается в смертельную угрозу довольно быстро.

Стоп. Я же говорил, что Джейса не будет. И что, действительно один из лучших американских игроков не нашел себе Jace, the Mind Sculptor? Конечно же, он нашел бы большого Джейса, если бы хотел, но он и правда был бы плох в такой колоде. А зачем тогда маленький? Разумеется, чтобы убивать своих собратьев или просто не давать поставить их на стол! Метагейм в США сильно отличается от нашего с вами, и борьба с чужим Джейсом там – задача первоочередная, но в наших реалиях я бы посоветовал переложить в мэйндек из сайдборда трех Phyrexian Vatmother вместо двух Джейсов и одного Into the Roil – так колода станет лучше играть с валакутом и агрессиями.

Давайте пройдемся дальше по листу. У нас есть десять (или тринадцать) хороших существ, комплект Inkmoth Nexus (очень важная карта для колоды, если у вас нет комплекта – обязательно постарайтесь его достать) и довольно много способов прикрыть наши угрозы от оппонента. Mana Leak так же хорош, как и всегда – отсрочить Day of Judgment или Гидеона на два хода всегда приятно, a Inqusition of Kozilek сейчас – одна из лучших карт в стандарте (да-да, именно инквизиция, а вовсе не Джейс и ему подобные).

Если  Inquisition of Kozilek – лучшая карта стандарта, то Tumble Magnet – самая модная. Им играют все и против всех, причем некоторые – мэйном. Откуда такая популярность? Он не убивает, стоит целых три маны, и даже активаций не так много – ведь большинство использующих карту колод никак не умеют ее перезаряжать.

Ответ довольно прост – магнит умеет противостоять любых угрозам, в том числе таким трудноуязвимым, как Stoneforge Mystic под Sword of Feast and Famine (болтом не убивается, черным ремувалом не убивается) или Demon of Death's Gate (такого сайдят вампиры против валакута, и в цветах валакута практически нет других способов в ним справиться).

Еще одно достоинство магнита – то, что его можно поставить заранее, и в следующий ход затапаться на большую угрозу. Например, контроль может поставить магнит, а потом Джейса и не бояться, что мироходца сразу же убьют атакой.

Три активации – это много или мало? Магнит обычно используется против опасных угроз, отсрочка которых должна дать достаточно времени для того, чтобы выиграть. В агрессивной колоде у магнита есть и еще одно важное применение – потапать блокера в конце хода оппонента, еще одного – в свой ход и пройти в летальную атаку.

Creeping Tar Pit? Зачем она здесь? Мы же собираемся выигрывать при помощи жетонов яда! Ответов на этот вопрос целых два: во-первых, земля дает ману двух цветов, во-вторых, она неблокируемая и может отлично справляться с чужими мироходцами.

Сайдборд колоды достаточно прост – там есть дополнительный ремувал, контрмагия, дискард – все, что нужно для того, чтобы убрать плохие карты и положить хорошие, приспособив нашу колоду к колоде оппонента.

На этом на сегодня все, до встречи на турнирах!

Валерий Шунков