Круги на воде

Опубликовано: 29.11.2011

Добрый день, уважаемые читатели!

Прошел чемпионат мира по Магии, самое время делать выводы и выбирать среди огромного количества колод и решений те, которые будут вам полезны на FNM. Кроме того, уже известны результаты первого FNM, прошедшего после Worlds в московском «Единороге» на Новослободской.

Самое главное, что надо понимать, изучая результаты чемпионата мира (особенно этого) – то, что турнир проходит в три дня в трех разных форматах, а топ при этом играется только в одном из них. Это означает, что, кроме колод из топ-8, нам пригодятся вывешенные организаторами списки колод, сыгравших шесть туров первого дня 4-2 или лучше. Кроме того, Пол Джордан сделал достаточно полный анализ метагейма и результатов стандарта, из которого тоже можно вынести много полезного. Итак, начнем!

Somebody told me

Самое первое – анализ метагейма. Мало понимать, какие колоды оказались успешными, надо знать, в какой среде они добились успеха, и насколько сходна эта среда с тем, что вы ожидаете встретить на турнире, который будете играть сами. Итак, самые популярные колоды на Worlds – G/W токены, U/W иллюзии, моноред, U/W/B Solar Flare и манарампа.

Кажется, ничего удивительного, разве что иллюзии у нас – нечастый гость. Меж тем, именно присутствие иллюзий, не так давно захвативших онлайновые топы, обеспечило такое большое количество монореда – их худшего матчапа. Собственно, в обоснованности решения играть моноредом главное отличие Габриэля Нассифа от наших с вами товарищей, исправно обеспечивающих совершенно дикие количества красных колод на любом московском турнире в любом формате. Самое смешное – то, что в итоге метагейм в Москве выглядит довольно схоже с общечеловеческим, хотя по совершенно другим причинам. На больших турнирах обычно моноред появляется или в самом начале развития форматов, или как реакция на специфическое состояние метагейма; в московском метагейме моноред был, есть и будет, вне зависимости от собственного качества и внешних обстоятельств. Я не знаю, почему это так (может, из-за обычно невысокой стоимости колоды?), но это так, и с этим надо считаться.

А что же самая популярная колода – G/W токены? Современный вид ей придал Мартин Юза, выигравший Гран-При Хиросима в самом конце октября. С тех пор колода эволюционировала мало, а вот все, кто хотел быть к ней готовыми, смогли это сделать – что не замедлило сказаться на результатах: по итогам первого дня, среди хоть сколько-то популярных колод хуже, чем у G/W, дела обстояли только у U/W/x контролей (нудные циферки могут быть найдены в таблицах).

Теперь давайте заглянем в топ-8. Там мы обнаружим манарамп на первом месте, G/W токенов на втором (к слову, 3-3 в первый день), моноред, U/W человеков (о них мы поговорим позже) и… четыре Tempered Steel. Время скупать сталь и паковать в сайдборды Ancient Grudge? Вряд ли. Почему так? Потому что секрет успеха этой колоды – в ее пилотах: все они из одной команды и играли на чемпионате практически идентичными листами стали. Команда ChannellFireball – одна из самых успешных в истории Магии и точно самая успешная на сегодняшний день. Колоды CFB обычно серьезно влияют на метагейм в долговременной перспективе, но этот чемпионат мира убедительно продемонстрировал, что от Tempered Steel не стоит ждать долгосрочного влияния, сходного с Caw-Blade: главная сила стали – в ее способности обыграть неподготовленного оппонента.

После сайдборда выигрывать становится сложнее, что и показал топ-8, где матчи игрались до трех побед. Еще более усугубило ситуацию то, что прошедшие в топ колоды оказались на самом деле готовы бороться со сталью. И, будьте уверены, ваши оппоненты тоже будут готовы – хотя просто на всякий случай. Впрочем, через неделю-другую паранойя схлынет, и вот тут-то вполне можно будет попробовать сыграть сталью – отличного Etched Champion и огромное количество существ с эвазией* никто не отменял. Я уже говорил, что главная сила стали – в ее способности обыграть неподготовленного оппонента?

* Evasion, или способности уклонения: полет, устрашение, защита и прочие способности, которые делают существо трудноблокируемым или вообще неблокируемым.

Отечество иллюзий

Итак, что же говорят нам скучные цифры с чемпионата мира относительно того, чем действительно стоит играть в стандарте? Иллюзии, моноред, U/W человеки и манарампа. Вроде бы все логично, но есть некоторые нюансы. Я не советовал бы играть моноредом – потому что его и так много, и много желающих его победить. Кроме того, у двух из трех других «хороших» колод с моноредом отличный матчап, а значит, будет еще сложнее.

Иллюзии

Тут все просто: сколько бы я ни советовал не играть моноредом, играть им все равно будут. Это делает иллюзии хуже в нашем метагейме, так что удостоверьтесь, что вы готовы играть против красных колод. Вам в этом помогут практика, Stitched Drake, Oblivion Ring и статьи создателя колоды Тодда Андерсона на сайте starcitygames.com.

       
Illusions
Todd Anderson
10 Island
3 Glacial Fortress
3 Moorland Haunt
4 Seachrome Coast
4 Delver of Secrets
4 Lord of the Unreal
4 Phantasmal Bear
4 Phantasmal Image
4 Snapcaster Mage
1 Stitched Drake
4 Gut Shot
4 Mana Leak
4 Vapor Snag
3 Gitaxian Probe
4 Ponder
3 Stitched Drake
3 Oblivion Ring
2 Dissipate
2 Flashfreeze
3 Mental Misstep
1 Negate
1 Glacial Fortress
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Манарампа 

Именно манарампа выиграла чемпионат мира. Конкретно билд Юньи Иянаги прекрасен в агрессивном филде, что он с успехом и продемонстрировал. Кроме того, для более контрольного метагейма в листах 6-0 есть колода Кайла Столла. Она нравится мне меньше (в основном из-за меньшего количества манаразгона), но хорошо иллюстрирует направление изменений. Семь (!) мэйновых Гарруков немного диковаты, но в целом подход «кастить игроку контролем по Гарруку каждый ход, и так, пока у него не кончатся контрспеллы» в целом ничем не плох. Титаны – тоже отличные угрозы, но у современных контролей на удивление немного способов справиться со срезолвленным мироходцем (гораздо меньше, чем с существом), и этим непременно надо пользоваться. 

Дабы не заставлять вас далеко ходить – вот листы Юньи Иянаги и Кайла Столла, а также напоминание, что у манарампы существуют еще и другие подвиды – монозеленый и с белым сплэшем на Elesh Norn, Grand Cenobite и Day of Judgment.

       
Wold Ramp
Yun’ya Iyanaga
4 Copperline Gorge
5 Forest
4 Inkmoth Nexus
3 Kessig Wolf Run
6 Mountain
4 Rootbound Crag
1 Birds of Paradise
4 Inferno Titan
4 Primeval Titan
4 Solemn Simulacrum
1 Thrun, the Last Troll
2 Devil's Play
4 Galvanic Blast
2 Green Sun's Zenith
4 Rampant Growth
1 Shock
3 Slagstorm
4 Sphere of the Suns
2 Ancient Grudge
4 Autumn's Veil
1 Beast Within
1 Slagstorm
2 Sword of Feast and Famine
2 Thrun, the Last Troll
2 Tree of Redemption
1 Viridian Corrupter
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд
       
Wolf Ramp
Kyle Stoll
4 Copperline Gorge
9 Forest
4 Inkmoth Nexus
2 Kessig Wolf Run
2 Mountain
4 Rootbound Crag
1 Acidic Slime
4 Birds of Paradise
2 Inferno Titan
4 Primeval Titan
3 Solemn Simulacrum
4 Arc Trail
4 Green Sun's Zenith
4 Rampant Growth
2 Slagstorm
3 Garruk Relentless
4 Garruk, Primal Hunter
1 Acidic Slime
1 Ancient Grudge
2 Batterskull
1 Karn Liberated
3 Mayor of Avabruck
2 Sword of Feast and Famine
2 Thrun, the Last Troll
2 Tree of Redemption
1 Viridian Corrupter
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Обратите внимание на огромное количество ремувала, прежде не характерного для этой колоды. Ремувал, а также ультимативные угрозы вместо ситуационных карт – ключ к успеху, и, скорее всего, именно так и будут выглядеть манарампы в ближайшем будущем.

Небо в облаках

А сейчас еще немного отвлечемся и попробуем понять, что же все-таки происходит в нашем с вами метагейме. Я могу сколько угодно писать про иллюзий, но факт остается фактом – в «Единороге» их значительно меньше, чем стоило бы, даже с учетом популярности монореда. Причины этого могут быть разными, но основная из них – то, что игроки играют привычными колодами, не особенно следя за онлайном и прочими высокими материями. С одной стороны, этот подход хорош: вы тратите силы только на реальные угрозы. Но с другой стороны, на важные турниры неизбежно выберутся игроки, следящие за новинками, и у них в такой ситуации будут все шансы выступить лучше тех, кто предпочитает заниматься только насущными проблемами.

Итак, результаты последнего FNM. Девять имеющихся деклистов (3-1 и выше) четко делятся на две половины; в одной – те, кто пришел колодами с чемпионата мира, а во второй – те, кто играл тем же, чем и пару недель назад. Причем если иллюзии Никиты Щербакова – это обыкновенное следование трендам, то колоды Зои Беловой, Владимира Кременчугского и Алексея Прокаева – это именно немного доделанные успешные колоды с Worlds.

Колода Крэйга Веско из топа чемпионата мира – отличный образец неортодоксального подхода к известному архетипу. Ключевые карты в версиях, существовавших раньше – это Angelic Destiny и Champion of the Parish (это можно видеть по FNM-листу Евгения Алимбекова); Крэйг отказался от них в пользу большего количества ремувала (в том числе Mortarpod, прекрасно работающего против любой агроколоды формата). Итак, деклист Крэйга:

       
UW Humans
Craig Wescoe
4 Glacial Fortress
1 Island
4 Moorland Haunt
11 Plains
4 Seachrome Coast
4 Doomed Traveler
4 Fiend Hunter
3 Geist of Saint Traft
3 Gideon's Lawkeeper
4 Hero of Bladehold
2 Leonin Relic-Warder
4 Mirran Crusader
2 Dismember
4 Honor of the Pure
3 Mana Leak
1 Mortarpod
2 Oblivion Ring
1 Angelic Destiny
1 Celestial Purge
1 Day of Judgment
2 Dismember
1 Divine Offering
1 Geist of Saint Traft
1 Mana Leak
1 Oblivion Ring
2 Revoke Existence
4 Timely Reinforcements
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Как видите, листы Зои и Владимира отличаются от этой колоды лишь незначительными деталями и меньшим разнообразием карт в сайдборде – заложиться на турнир в три-четыре десятка человек проще, чем три-четыре сотни.

Еще одна колода для любителей белого и синего – Puresteel Paladin от французской команды во главе с Грегори Кассини:

       
UW Puresteel
Gregory Cassiny
4 Glacial Fortress
3 Inkmoth Nexus
1 Island
2 Moorland Haunt
9 Plains
4 Seachrome Coast
2 Etched Champion
4 Invisible Stalker
2 Mirran Crusader
4 Puresteel Paladin
2 Trinket Mage
1 Apostle's Blessing
4 Dispatch
4 Flayer Husk
4 Mortarpod
2 Mox Opal
1 Silver-Inlaid Dagger
2 Sword of Feast and Famine
4 Sword of War and Peace
1 Sylvok Lifestaff
2 Dismember
1 Geist of Saint Traft
3 Grand Abolisher
2 Gut Shot
2 Leonin Relic-Warder
2 Mirran Crusader
3 Timely Reinforcements
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Эта колода умеет отлично использовать потенциал Etched Champion (который, как мне кажется, сильно недооценен в существующем стандарте). Более того, защитить чемпиона (или как он называется по-русски, Борец?) от ремувала в этой колоде проще – в ней огромное количество некричевых артефактов, и сломать metalcraft значительно сложнее, чем колоде на Tempered Steel.

Разумеется, скорость у чистой стали существенно меньше, чем у закаленной, поэтому существа с эвазией становятся невероятно важны; французы решили использовать отличного лимитедного Invisible Stalker для наиболее надежной доставки различных острых предметов к оппоненту. К остальным бонусам колоды можно отнести прекрасный ремувал – Dispatch и Mortarpod.

И на сладкое – еще один весьма оригинальный и красивый способ положить в колоду Etched Champion и Mortarpod, придуманный чемпионом Чили (а также лидером по соревновательным и профессиональным очкам мироходца в Латинской Америке в этом сезоне; прости, ПиВи) Давидом Калиски. Итак, дамы и господа, UBR Tezzeret!

       
Grixis Tezzeret
David Kaliski
4 Blackcleave Cliffs
4 Darkslick Shores
4 Inkmoth Nexus
3 Island
4 Mountain
4 Sulfur Falls
4 Etched Champion
3 Snapcaster Mage
4 Vault Skirge
2 Arc Trail
3 Brimstone Volley
1 Dismember
4 Flayer Husk
4 Galvanic Blast
2 Mana Leak
4 Mortarpod
2 Mox Opal
4 Tezzeret, Agent of Bolas
1 Arc Trail
1 Batterskull
2 Doom Blade
2 Olivia Voldaren
3 Ratchet Bomb
4 Shrine of Burning Rage
1 Stensia Bloodhall
1 Wurmcoil Engine
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Главное чувство, которое вызывает у меня эта колода – неприкрытое восхищение смелостью ее автора. Бурн, опасные существа, хороший источник адвантажа, возможность поставить оппонента на быстрый счетчик – все, что нужно. А самое главное, ребята – Тезз! Здорове… Лучший синий мироходец формата получил еще один шанс показать себя. Так что если вы ищете что-то оригинальное – очень рекомендую вам именно эту колоду.

На этом, кажется, все. Что вы сказали? Контроль? Кхм, вы точно хотите играть в этом формате контролем? Даже если статистика говорит, что этого делать не стоит? Хмм… Вы твердо уверены в этом желании? Окей, будь по-вашему, но я предупреждал.

Для тех, кто свалился с Луны

Итак, вы мой дорогой читатель, упорствуете в своем желании играть контролем. Начинать реализовывать свою уверенность предлагаю с выбора масс-ремувала, благо варианта всего три: Slagstorm, Day of Judgment и Black Sun's Zenith. Следующим пунктом после достаточно очевидного выбора враса наступит понимание, что точечного ремувала в белом не издали, и тут-то и начнется самое страшное – метания. Ах да, Джейса в этом формате тоже нет. Дабы не обременять вас пачкой не очень удачных творений различного рода прошников, приведу лист, показавшийся самым интересным – UW контроль от Эндрю Кунео. Эндрю был хорошо известен как игрок и декбилдер лет десять назад, но с тех пор он успел перестать играть в Магию и начать снова. На чемпионате мира он занял довольно обидное десятое место, сыграв в первый день восхитительной колодой, которую так и тянет назвать винтажной.

       
UW Control
Andrew Cuneo
4 Glacial Fortress
4 Seachrome Coast
3 Ghost Quarter
2 Buried Ruin
8 Island
6 Plains
2 Snapcaster Mage 2 Blue Sun's Zenith
4 Day of Judgment
3 Dissipate
4 Mana Leak
2 Negate
4 Ponder
3 Ratchet Bomb
4 Think Twice
1 Elspeth Tirel
2 Gideon Jura
2 Karn Liberated
3 Celestial Purge
1 Dismember
1 Elesh Norn, Grand Cenobite
1 Elixir of Immortality
1 Flashfreeze
1 Negate
1 Phantasmal Image
1 Ratchet Bomb
3 Timely Reinforcements
1 White Sun's Zenith
1 Witchbane Orb
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Существа? Зачем в синей колоде нужны существа? Зато в ней нужны работающая манабаза (две Buried Ruin ради трех Ratchet Bomb), много (то есть в самом деле много) контры – привет, манарампа! – и мироходцы, чтобы как-то выигрывать после всего этого. Выглядит очень круто, а еще у меня есть для сравнения успешный образец приспособления этого чуда инженерной мысли под московский метагейм.

       
UW Control
Алексей Прокаев
4 Glacial Fortress
4 Seachrome Coast
3 Ghost Quarter
2 Buried Ruin
8 Island
6 Plains
3 Consecrated Sphinx
3 Snapcaster Mage
1 Elesh Norn, Grand Cenobite
3 Ratchet Bomb
3 Day of Judgment
2 Oblivion Ring
4 Mana Leak
3 Dissipate
1 Negate
4 Think Twice
2 Timely Reinforcements
1 White Sun's Zenith
2 Gideon Jura
2 Elspeth Tirel
3 Celestial Purge
1 Timely Reinforcements
1 Dismember
1 Flashfreeze
1 Negate
1 Elixir of Immortality
1 Day of Judgment
1 Ratchet Bomb
1 Jace, Memory Adept
1 White Sun's Zenith
2 Witchbane Orb
1 Phantasmal Image
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Итак, больше ненависти к агрессивным колодам, особенно красным.

-4 Ponder, +2 Oblivion Ring, +2 Timely Reinforcements

Дальше – приделываем ноги синим зенитам и одному из Day of Judgment:

-2 Blue Sun's Zenith, -1 Day of Judgment, -1 Negate, +3 Consecrated Sphinx, +1 Elesh Norn, Grand Cenobite, +1 Snapcaster Mage

Ну и разные мелочи напоследок, после чего колода приобретает законченный вид и готова при помощи сайдовых Celestial Purge и Elixir of Immortality карать красные колоды – чего и вам желаю, в нашем метагейме оно более чем актуально.

До новых встреч, с вами был Валерий Шунков.