Странное Рождество

Опубликовано: 27.12.2011

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня я хочу отвлечься от стандарта и написать о другом формате – блок констрактед. В формате легальны все карты соответствующего блока (например, в блоке Зендикар можно было играть картами из выпусков Зендикар, Пробуждение Мира и Возрождение Эльдрази). В Иннистрад блок констрактед пока что легален только один сет – собственно Иннистрад, но уже через месяц к нему присоединится выпуск Возвышение Мрака (пререлиз которого я, кстати, приглашаю вас посетить).

Почему блок констрактед? У этого формата есть масса преимуществ (особенно для начинающих игроков): колоды в среднем существенно дешевле, чем в стандарте, проще найти карты и больше простора для инноваций. Еще можно задействовать ваши любимые лимитедные рары, которым не находится места на «серьезных» турнирах. Блок констрактед популярен в онлайне, а вот в клубах к нему почему-то относятся намного прохладнее. Впрочем, блок констрактед может быть очень привлекателен, особенно если вы живете не в Москве, и в вашем клубе не столь уж много желающих постоянно обновлять дорогие колоды для стандарта. Доминирующая колода блока – Боросы – обойдется вам в две-три тысячи рублей, что даже дешевле, чем стоил на пике своей популярности Jace, the Mind Sculptor. И самое главное, Иннистрад – один из самых интересных блоковых форматов за последние несколько лет, и он в самом деле стоит того, чтобы присмотреться к нему внимательнее. 

Если вы участвуете в силедных лигах, то наверняка вы имеете представление о том, как могут выглядеть хорошие блоковые колоды – надо всего лишь положить в хороший набор побольше раров! Кстати, одно из удивительных свойств небольших форматов – то, что в них гораздо больше играбельных карт, чем может показаться на первый взгляд. Manor Gargoyle, Sever the Bloodline, Mindshrieker, Heretic's Punishment – все эти карты невозможно представить в стандарте, но они отлично вписываются в блок. Худшее среднее качество карт приводит к тому, что можно найти достойное применение таким типичным пятнадцатым пикам на драфте, как Furor of the Bitten (не шучу!), и ничего из вскрытого вами в лимитед не пропадает.

Теперь собственно формат. В Иннистаде мало хороших источников кард адвантаджа (а значит, они будут на вес золота), зато много способов использовать кладбище (а значит, можно собрать хорошую колоду, и не одну). В формате туго с масс-ремувалом, что означает, что у честных колод, атакующих существами, есть все шансы на успех.

В красно-белом углу ринга

Начнем с очевидного. Большинство популярных агрессий построено на людях. Вероятно, вы видели схожие колоды в стандарте – U/W с Doomed Traveler и Champion of the Parish или G/W с Avacyn's Pilgrim и Geist-Honored Monk. Соседние с белым цвета встречаются в стандарте потому, что формат гораздо более требователен к манабазе, чем блок, и потому, что там колоды легче оптимизировать под «земли-спеллы» – Moorland Haunt и Gavony Township.

В блоке с манабазой хуже, и большинство контрольных колод делает свое черное дело при помощи ремувала, а не контрмагии. Следовательно, вторым цветом в блоке стал красный. Instigator Gang – одно из лучших существ формата. Старомодные боксеры обеспечивают вашим армиям солидную прибавку к атаке (даже не став Wildblood Pack), а семь-восемь красных карт, наносящих прямые повреждения (Devil's Play и Brimstone Volley), позволяют добить оппонента, законтролировавшего поле боя. Итак, Боросы-боксеры*.

* Изначально «Борос» – это название красно-белой гильдии в блоке Равника. Теперь – общее обозначение для RW колод.

       
Instigator Boros
Innistrad Block Constructed
4 Clifftop Retreat
7 Mountain
13 Plains
4 Champion of the Parish
4 Cloistered Youth
4 Doomed Traveler
4 Elite Inquisitor
3 Fiend Hunter
2 Geist-Honored Monk
4 Instigator Gang
4 Brimstone Volley
3 Devil's Play
4 Midnight Haunting
3 Blasphemous Act
1 Devil's Play
1 Fiend Hunter
4 Geistflame
1 Geist-Honored Monk
3 Silverchase Fox
2 Urgent Exorcism
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Мэйндек колоды уже устоялся, немногие изменения обычно сводятся к замене части Elite Inquisitor на Mikaeus, the Lunarch. Глава Церкви помогает в миррорах агрессивных колод, но существенно хуже против контролей с большим количеством ремувала. Остальные слоты в мэйне, кажутся, интуитивно понятными – наиболее эффективные белые существа, боксеры и красный директ.

С сайдбордом сложнее – там можно увидеть много разного, но обязательные слоты – это только Blasphemous Act (от мирроров) и две карты от Burning Vengeance: Silverchase Fox и Urgent Exorcism. Как-то я встречал лисичку даже мэйном, но с тех пор популярность пылающей мести упала. Все остальные слоты в сайдборде обычно посвящены миррор-матчам: популярность Боросов в онлайне сейчас велика, и ценность хороших техов против себе подобных – тоже. Самые интересные варианты – Butcher's Cleaver и Geistflame.

Боросы по праву занимают место сильнейшей колоды в блоке – они играют лучшими существами и лучшим ремувалом, достаточно стабильны, не боятся муллиганов и относительно легко пилотируются (это серьезный козырь, некоторыми дечками играть действительно непросто). Кроме того, колода довольно дешева, что еще больше увеличивает ее привлекательность для игроков.

В бело-зеленом углу ринга

Привлекательность Боросов, однако, не означает, что в формате нет других агрессий. Gavony Township и Moorland Haunt в блоке ничуть не хуже, чем в стандарте. Мы не можем использовать для производства токенов Elspeth Tirel, зато есть в наличии Midnight Haunting, Intangible Virtue и одна из главных звезд формата – Garruk Relentless / Garruk, the Veil-Cursed.

Механика работы колоды сходна с такой же колодой в стандарте, поэтому я не буду останавливаться на ней подробно: наша задача здесь – подобрать лучших существ и задавить оппонента количеством при помощи Gavony Township.

       
GW Tokens
Innistrad Block Constructed
10 Forest
4 Gavony Township
10 Plains
4 Avacyn's Pilgrim
4 Doomed Traveler
4 Fiend Hunter
4 Geist-Honored Monk
4 Mayor of Avabruck
4 Mentor of the Meek
1 Mikaeus, the Lunarch
4 Garruk Relentless
3 Intangible Virtue
4 Midnight Haunting
2 Bramblecrush
1 Creeping Renaissance
1 Kessig Cagebreakers
1 Mausoleum Guard
2 Naturalize
2 Paraselene
3 Slayer of the Wicked
2 Smite the Monstrous
1 Urgent Exorcism
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Набор существ, представленный в этом листе, не является общепринятым – многие играют Cloystered Youth / Unholy Fiend, Elder of Laurels или даже «G/W человеками» с Champion of the Parish и без Intangible Virtue.

Основные способы бороться с R/W версией (то есть с Instigator Gang) – это Гаррук и сайдовые Slayer of the Wicked. Кроме того многие играют Smite the Monstrous, полезными против контролей и автомилла. Bramblecrush и Naturalize – более эффективные ответы на Burning Vengeance, чем доступный в белом Urgent Exorcism.

Главным минусом колоды, определяющим ее отставание от Боросов, является гораздо большая сложность добивания контролей в поздней игре – G/W не может топдекнуть бурн, а добраться до оппонента существом бывает не так просто. Впрочем, Гаррук и Gavony Township способны сделать любое ваше существо смертельно опасным (а Гаррук умеет еще и находить, например, засайженных Kessig Cagebreakers). R/W пока что сильнее, но что принесет обеим колодам второй сет блока? Впрочем, хороших белых существ хватит на всех.

В красно-синем углу ринга

Боросы и подобные им деки – не единственный вариант агрессивной колоды. В формате, кроме отличных белых существ, есть Stromkirk Noble и Reckless Waif. Трайбалы ни на оборотнях, ни на вампирах, к сожалению, не взлетели (ждем второй сет?), но сами агрессивные существа не пропали – в красном и синем цветах достаточно хорошего ремувала, чтобы расчистить путь до оппонента. Кроме того, синий дает грозу всех силедных турниров – Invisible Stalker, снаряженного Silver-Inlaid Dagger или Butcher's Cleaver.

Тут же вступают в действие ауры – карты, весь подтип которых традиционно считается плохим для констрактед из-за чрезмерной опасности невыгодных разменов. Invisible Stalker не боится ремувала, да и возможности оставить ману у оппонента часто не будет, так что в этом формате ауры вполне играбельны. Curiosity делает сталкера улучшенной версией Джона Финкеля, а Spectral Flight и Furor of the Bitten ускоряют наш счетчик и позволяют выиграть до того, как оппонент стабилизируется.

       
UR Aggro
Innistrad Block Constructed
10 Island
8 Mountain
4 Sulfur Falls
4 Invisible Stalker
4 Reckless Waif
4 Stromkirk Noble
4 Brimstone Volley
3 Curiosity
4 Furor of the Bitten
4 Geistflame
4 Silent Departure
3 Silver-Inlaid Dagger
4 Spectral Flight
4 Blasphemous Act
1 Butcher's Cleaver
4 Dissipate
3 Memory's Journey
3 Undead Alchemist
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

В сайдборде нам впервые встречается распространенный тех против колод с автомиллом (о них позже) – Undead Alchemist. В сочетании с Memory's Journey и ремувалом, алхимик позволяет вывести из-под контроля оппонента спиливание его колоды. Как видно из количества задействованных карт, до сайда матчап против Splinterfright и Spider Spawning, которыми играет автомилл, у колоды не очень.

В целом, колода произвела на меня странное впечатление, но поиграть ей стоит – чтобы лучше разобраться в основах card advantage (или напомнить их себе). Количество аур в колоде, равное количеству существ, здорово улучшает навык игры вокруг чужого ремувала и способность понимать, что же может скрываться в руке у оппонента. Заодно время от времени случается возможность продемонстрировать крепость нервов, играя ауру прямо в открытую ману оппонента.

Сайдовый Blasphemous Act – самая востребованная красная карта формата. Засилье Боросов привело к тому, что на акт нередко сплэшатся некрасные колоды – другого способа эффективно справляться со сварм-агро в формате просто нет. Dissipate – пример редко используемой в формате контрмагии. В Иннистраде всего три контрспелла – за 3, 3 и 5 ман, так что собрать на них Permission Control практически нереально, а вот прикрыть одномановое существо от ремувала может получиться. Контроли в этом формате обычно играют в Board Control – убивают все, что движется, а потом давят адвантажем.

Черные волки

Основные источники КА в формате – оба мироходца, Bloodgift Demon и Olivia Voldaren. Эти четыре карты и образуют ядро семейства контролей, которое я буду для удобства называть Джандом* (несмотря на то, что в деклистах встречаются карты всех пяти цветов).

* «Джанд» – красно-черно-зеленый осколок Алары (блок Осколки Алары).

Garruk Relentless / Garruk, the Veil Cursed умеет решительно все – убивать существ (практически любых), создавать существ, а также искать своих финишеров. Несложный манакост способствует тому, что Гаррук лежит решительно во всех контрольных колодах, часто – как единственная зеленая карта.

Источники адвантажа дополняются землями и огромной пачкой ремувала – пятнадцать, а то и больше, карт. Geistflame заботится о назойливых дешевых существах, Sever the Bloodline – о токенах от Midnight Haunting, а Devil's Play и Brimstone Volley играют роль универсального ремувала и финишеров.

       
Jund Control
Innistrad Block Constructed
2 Forest
8 Mountain
2 Shimmering Grotto
10 Swamp
4 Woodland Cemetery
4 Bloodgift Demon
3 Olivia Voldaren
4 Brimstone Volley
4 Devil's Play
4 Garruk Relentless
4 Geistflame
4 Liliana of the Veil
4 Sever the Bloodline
2 Traveler's Amulet
1 Witchbane Orb
3 Blasphemous Act
3 Heretic's Punishment
3 Naturalize
3 Rolling Temblor
3 Witchbane Orb
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Оставшиеся два-три слота заполняются, исходя из требований метагейма. Иногда это Naturalize, иногда – Witchbane Orb. Популярно добавление синего сплэша разной глубины: от минимального ради флэшбэка Desperate Ravings до солидного – с Snapcaster Mage, Silent Departure и сайдовым Undead Alchemist. Интересные опции в R/G/B цветах, не показанные в листе выше – Curse of Death's Hold (которая является аналогом Rolling Temblor), Dead Weight и Tribute to Hunger (от Invisible Stalker).

При кажущейся прямолинейности плана на игру, пределы тюнинга колоды довольно широки, и если вы планируете собрать одну колоду и играть ей достаточно долго, я рекомендую вам пристально посмотреть именно на Джанд-контроль – его проще всего приспособить к метагейму.

Интересный пример приспособления идеи Джанд-контроля к метагейму – BUG контроль. В этой версии нет красного ремувала (в том числе Olivia Voldaren), зато есть способы чаще видеть нужные карты – Forbidden Alchemy, Think Twice и Snapcaster Mage. У меня, к сожалению, не было времени на то, чтобы как следует потестить эту колоду самому, так что предлагаю вам самостоятельно выяснить, какой цвет вам больше нравится – синий или красный.

       
BUG Control
Innistrad Block Constructed
1 Forest
4 Hinterland Harbor
7 Island
10 Swamp
4 Woodland Cemetery
3 Bloodgift Demon
2 Snapcaster Mage
2 Curse of Death's Hold
3 Dead Weight
1 Dissipate
3 Forbidden Alchemy
4 Garruk Relentless
3 Liliana of the Veil
3 Sever the Bloodline
4 Think Twice
2 Traveler's Amulet
2 Victim of Night
2 Witchbane Orb
2 Army of the Damned
1 Curse of Death's Hold
1 Dead Weight
3 Dissipate
3 Naturalize
3 Night Terrors
2 Tribute to Hunger
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Отдельно хочу заметить, что даже в синем контроле мэйном лежит всего один Dissipate, а остальные сайдятся (против Burning Vengeance, например). В отличие от версии с красным, почти весь ремувал играется на скорости волшебства, и возможности оставлять две маны с двойным синим у колоды обычно просто нет.

На этом с контролями все, очередь самого интересного – колод, работающих с кладбищем.

Открытая дверь на свежей земле

Как на драфте по Иннистраду, так и в блок констрактед есть две хорошие стратегии, позволяющие использовать наше кладбище – Burning Vengeance и автомилл. Основные карты те же, так что вы можете смело считать, что играете драфтовыми колодами своей мечты, и вам передали Spider Spawning десятым и одиннадцатым пиками.

Начнем с автомилла. Кстати, подробно о колоде такого типа можно почитать в недавней статье Александра Тегая.

       
AutoGrixis-Automill
Innistrad Block Constructed
5 Forest
4 Hinterland Harbor
2 Island
4 Shimmering Grotto
1 Sulfur Falls
3 Woodland Cemetery
4 Armored Skaab
4 Avacyn's Pilgrim
4 Boneyard Wurm
4 Deranged Assistant
4 Kessig Cagebreakers
4 Splinterfright
4 Dream Twist
3 Gnaw to the Bone
4 Mulch
2 Sever the Bloodline
2 Spider Spawning
2 Unburial Rites
4 Blasphemous Act
1 Daybreak Ranger
1 Gnaw to the Bone
2 Memory's Journey
1 Sever the Bloodline
1 Spider Spawning
1 Sulfur Falls
4 Undead Alchemist
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Колода умеет миллить саму себя при помощи Dream Twist, Mulch, Armored Skaab (который попутно защищает нас от оппонента) и Splinterfright (который по совместительству является одним из основным винкондишенов). Большое количество оказавшихся на кладбище существ конвертируется в преимущество при помощи Spider Spawning, Kessig Cagebreakers, Splinterfright и Boneyard Wurm.

Подобная колода медленнее белых агрессий, зато если она вышла на проектную мощность – справиться с ней очень сложно. Кстати, обратите внимание, что мэйном лежит всего две карты ремувала – Sever the Bloodline, которые можно играть с кладбища. Также роль псевдоремувала (а точнее, способа купить время против агрессивных колод) играет Gnaw to the Bone, придуманный, как и Spider Spawning, как будто специально для этой колоды.

Минимальный набор цветов, необходимый для функционирования – синий и зеленый, однако на практике все играют в четыре или пять цветов – черный ради Spider Spawning, красный ради сайдовых Blasphemous Act (я уже писал, что именно акт – самая востребованная красная карта в формате) и белый ради Unburial Rites. Ритуалами по непонятной мне причине играют не очень часто. Проблемы с тем, что их сыграть, возникают редко – 4 Shimmering Grotto и Avacyn's Pilgrim мы играем вне зависимости от наличия в колоде белых карт. Польза от ритуалов очевидна: хорошее существо у нас на кладбище найдется вообще всегда.

В сайдборде колоды можно найти 4 Blasphemous Act, дополнительные копии некоторых ключевых карт, позволяющие немного откорректировать план на игру, Undead Alchemist (о котором я писал выше) и Memory's Journey. О последней подробнее, потому что применений у этой простенькой и не слишком полезной на первый взгляд карты очень много. Во-первых, она умеет зашафливать карты в нашу собственную колоду – проиграть партию из-за отсутствия карт достаточно неприятно, особенно в свете того, что многие оппоненты будут играть Undead Alchemist. Кстати, если вы решите играть Unburial Rites, то вполне можно положить в сайдборд синглтончик Laboratory Maniac. Чужого маньяка, кстати, можно замешать обратно в колоду при помощи все того же Memory's Journey – равно как и остальные винкондишены оппонента в мирроре.

Еще одна колода, работающая с кладбищем, – самая интересная на мой вкус. Burning Vengeance позволяет в полной мере использовать преимущества карт с флэшбэком. При этом, в отличие от автомилла, колоды на Burning Vengeance не миллят сами себя, а просто играют все свои карты по два раза, получая преимущество по картам таким образом. Специфический винкондишен позволяет сделать бесполезным весь некрасный ремувал в других контролях.

Некоторое время назад Burning Vengeance переживал бурный расцвет – насколько сильный, что Naturalize и Witchbane Orb можно было найти в некоторых колодах мэйном (как в листе BUG контроля, который я показывал чуть выше). Сейчас венженсов стало меньше (по причине непростого матча с Боросами), но колода продолжает отлично наказывать разнообразные контроли.

       
Burning Vengeance
Innistrad Block Constructed
2 Hinterland Harbor
7 Island
7 Mountain
1 Nephalia Drownyard
4 Shimmering Grotto
4 Sulfur Falls
1 Swamp
4 Snapcaster Mage 2 Blasphemous Act
4 Burning Vengeance
4 Desperate Ravings
2 Devil's Play
4 Dissipate
3 Forbidden Alchemy
3 Geistflame
1 Rolling Temblor
3 Silent Departure
4 Think Twice
1 Blasphemous Act
1 Brimstone Volley
1 Geistflame
2 Memory's Journey
4 Naturalize
2 Rolling Temblor
1 Silent Departure
1 Undead Alchemist
2 Witchbane Orb
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Важный момент – сложность пилотирования. При игре этой колодой требуется предельная собранность, аккуратность и умение много считать. Если вы посмотрите, сколько карт с флэшбэком в листе выше, то обнаружите, что их всего двадцать, а значит, даже с учетом Snapcaster Mage колода в принципе не может нанести за партию больше сорока восьми повреждений (магов, конечно же, убьют, не стоит в этом сомневаться). А теперь подумайте, сколько карт вы дроваете за среднюю партию. Треть колоды? Поделите сорок восемь на три.

Да, на самом деле колода собрана так, чтобы дать пилоту доступ к как можно большему количеству карт за партию, но это не отменяет того, что каждый триггер Burning Vengeance, отправленный в существо, может оказаться теми самыми двумя хитами, которых вам не хватит для того, чтобы добить оппонента. Смысл предыдущего предложения, конечно же, не в том, что не надо стрелять в существ – он в том, что при игре этой колодой надо тщательно планировать свои действия. Именно поэтому хочу порекомендовать Burning Vengeance тем, кто играет не очень давно, но хочет научиться играть лучше. Будет трудно, но если вы справитесь, то вам будет гораздо проще управляться с любой другой колодой в любом формате.

Впрочем, у проблемы сложности управления колодой есть и другое решение. Большинство карт, используемых в Burning Vengeance, хороши сами по себе, а значит, можно просто вынуть энчант и положить какой-то другой хороший винкондишен. Видимо, примерно так и рассуждал автор RUG контроля, представленного ниже.

       
RUG Control
Innistrad Block Constructed
3 Clifftop Retreat
3 Forest
4 Hinterland Harbor
6 Island
2 Mountain
4 Shimmering Grotto
4 Sulfur Falls
2 Manor Gargoyle
3 Snapcaster Mage
3 Blasphemous Act
4 Devil's Play
4 Dissipate
4 Forbidden Alchemy
4 Garruk Relentless
1 Geistflame
4 Silent Departure
4 Think Twice
1 Witchbane Orb
1 Blasphemous Act
3 Geist of Saint Traft
2 Geistflame
2 Midnight Haunting
2 Naturalize
1 Rolling Temblor
2 Sturmgeist
2 Witchbane Orb
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Гаррук и целых четыре Devil's Play, а также пара Manor Gargoyle, которых неожиданно непросто убить в этом формате, – таков выбор финишеров. Кроме того, автор представленного листа решил не заморачиваться на Geistflame и положил сразу в мэйн Blasphemous Act. Вот что значит «быть готовым к Боросам». Во всем остальном – ничего неожиданного, разве что стоит заметить, что на самом деле колода играет всеми пятью цветами – черным ради флэшбэка Forbidden Alchemy и белым ради сайдовых Geist of Saint Traft. Вот он, медленный формат: колода с одиннадцатью базовыми землями играет в пять цветов! Влияние манабазы на возможность игры теми или иными картами – это тоже одна из привлекательных черт Иннистрад блок констрактед, и Shimmering Grotto кажется мне одним из самых удачных репринтов за последние несколько лет.

На этом мой обзор блок констактед завершается. Какую колоду я порекомендовал бы для турниров? Прелесть этого формата в том, что любая из описанных мной выше колод позволяет успешно играть, так что выбирать стоит исходя из того, что вам больше интересно – это редкая возможность, которая нечасто случается в более глубоких форматах, и ей стоит воспользоваться. Мне больше всего понравились Джанд-контроль (мне раньше не случалось играть контролями подобного рода, и это был довольно интересный опыт) и Burning Vengeance (научиться хорошо пилотировать венженс – сложная задача, но результат того стоит).

С Новым Годом, до новых встреч, играйте в Магию!