Разбор метагейма: Зомби

Опубликовано: 02.11.2012
Автор: Майк Краснитский

Доброго времени суток.

Немного устав составлять викторины, мы с Машей задумались о каком-то новом формате для нашей колонки. Сразу в голову ничего не приходило, но вскоре одна моя знакомая натолкнула меня на мысль. Она сказала: «Хочу деку, чтобы была играбельная, сильная, простая и недорогая, найди мне такую!». Разумеется, я уточнил, не желает ли она также быть владычицей морскою. И задумался. Действительно, пункт «недорогая» в современной Магии достаточно часто приходится исключать из списка требований. Но собирать все колоды и проверять на FNM-ах, какая из них больше всего подходит, — удовольствие совсем не дешевое.

А что, если взять деку, потестить ее с основными конкурентами по метагейму и выложить результаты? Будет ли эта информация полезна? Или это будет выпуск журнала «Информационный вестник Капитана Очевидность»? Что там думать, надо пробовать!

Посоветовавшись с Машей, мы выбрали первую деку для теста: Джанд Зомби. А почему не BG или BR? От жадности — мы хотим играть всеми крутыми картами для зомбей. Но ведь добавление цвета снижает стабильность деки и ведет к значительному повышению цены? Да, дека не будет дешевой. Наша цель — в результате продолжительных тестов дать совет тем, кто собирается купить сильную и сравнительно недешевую деку, но не уверен, стоит ли вкладывать в нее деньги. А насчет нестабильности — вот для этого мы и проводим тесты.

Так как это пилотный выпуск, нам были бы очень интересны ваши комментарии: все ли хорошо, что стоит убрать, что добавить, а может, вообще не стоит этим заниматься? В общем, нам очень интересно ваше мнение, надеюсь, вы оставите его в комментариях после статьи.

Как же мы будем тестить деку? Для того, чтобы познакомиться со стилем игры деки, мы сыграем 15 партий до сайда и 10 партий — после. Желательно играть больше партий после сайда, так как на реальном турнире мы чаще играем после сайда, но учитывая то, что метагейм будет постоянно меняться, а мы тестим скорее идею деки, чем конкретный деклист, мы решили уменьшить количество партий после сайда.

Перейдем же, наконец, к испытуемому. Как я уже писал выше, это Джанд Зомби. Вначале мы выбрали достаточно неуклюжий деклист, но в процессе тестинга он перерос в такой:

       
Jund Zombie
Standard (ISD–RTR)
4 Blood Crypt
4 Cavern of Souls
4 Dragonskull Summit
4 Overgrown Tomb
3 Swamp
4 Woodland Cemetery
4 Diregraf Ghoul
4 Dreg Mangler
4 Falkenrath Aristocrat
4 Geralf's Messenger
4 Gravecrawler
4 Lotleth Troll
2 Rakdos Cackler
2 Dreadbore
3 Brimstone Volley
3 Pillar of Flame
3 Rancor
2 Tormod's Crypt
2 Thragtusk
2 Vampire Nighthawk
2 Appetite for Brains
2 Dreadbore
2 Flames of the Firebrand
2 Slaughter Games
1 Pillar of Flame
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

О сайдборде:

  • 2 Tormod's Crypt — против райтсов. Возможно, надо поменять, немного добавить.
  • 2 Thragtusk — все играют ими, чем мы хуже? У нас тоже зеленый цвет есть! Пригодится в матчах с деками на существах, вроде миррора и Селезнии.
  • 2 Vampire Nighthawk — туда же, но существо за 3 маны разыграть как-то проще.
  • 2 Appetite for Brains — против контролей. Очень эффективная карта, явно надо добавить.
  • 2 Dreadbore — почти не сайдил, надо убирать.
  • 2 Flames of the Firebrand — слышал, в формате есть токены и манадорки.
  • 2 Slaughter Games — против контролей с небольшим количеством финишеров и райтсов.
  • 1 Pillar of Flame — против миррора, добавим до комплекта.

Как играет дека? Достаточно просто на первый, а также на второй и все последующие взгляды. Положили быстрых существ с руки, положили существ поддержки за 3 маны и добили Фалькенратская Аристократка|Аристократкой или бурном.

Фалькенратская Аристократка|Следует ли закладываться на ремувал оппонента? Чаще нет, чем да. Несмотря на то, что и в лейтгейме зомби могут добить (топдекая Аристократок, например), все же им стоит сосредоточить все усилия на том, чтобы оппонент до этого самого лейтгейма не добрался. Им сдали терминус с топдека? Ладно, значит, нам не повезло. Не сдали? Так ведь можно и не дожить до своих поломов за много ман. «Много», в понятии зомбей, это все, что стоит дороже четырех ман.

В чем состоят затруднения при игре декой? Нестабильность в манабазе. Если с кастом существ почти никогда нет проблем, то часто мы не можем найти зеленую на второй ход для Rancor|ранкора или красную для того, чтобы добить оппонента Brimstone Volley, пока он не стабилизировался Thragtusk’ами. Но если отказаться от третьего цвета, какие земли мы сможем добавить для стабилизации манабазы? Только гейты? Мне они не очень нравятся в столь быстрой и агрессивной деке. А отказавшись от одного из цветов, мы лишаем себя возможности играть бурном/Аристократкой или Lotleth Troll|троллем/Dreg Mangler|манглером, которые для этой деки очень важны. Поэтому будем надеяться на «сдачу на 11» — специальный термин, который появился у нас в результате этого тестинга. Он подразумевает каст существа на первый ход, существа за 1 или 2 маны на второй ход и манглера на третий. После атаки на третий ход у оппонента 11 хитов. Эта ситуация происходила так часто, что мы решили дать ей специальное название.

В последнее время зомбей стало значительно меньше в турнирах, пора выяснить, почему. Выберем для них пять достойных противников:

  • Jund Midrange;
  • Bant Control;
  • UWR Midrange;
  • Selesnya Aggro;
  • 4 Color Rites.

По-хорошему надо еще миррор поиграть и желательно побольше. Но после того, как вы сыграете 100+ партий зомбями, сыграть еще 15 зомбями против тех же или похожих зомбей — сама мысль привела меня в ужас, поэтому для данного матча воспользуемся фразой одного российского мага: «Миррор мы по умолчанию играем сильнее оппонента, чего его тестить?»

       
Jund Midrange
Standard (ISD–RTR)
4 Blood Crypt
5 Forest
2 Kessig Wolf Run
1 Mountain
4 Overgrown Tomb
4 Rootbound Crag
4 Woodland Cemetery
4 Huntmaster of the Fells
3 Olivia Voldaren
4 Thragtusk
2 Abrupt Decay
3 Bonfire of the Damned
3 Dreadbore
4 Farseek
4 Pillar of Flame
3 Sever the Bloodline
3 Rakdos Keyrune
3 Garruk, Primal Hunter
2 Deathrite Shaman
4 Duress
1 Sever the Bloodline
3 Slaughter Games
2 Underworld Connections
1 Garruk, Primal Hunter
2 Liliana of the Veil
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Когда смотришь на деклист, первое, что приходит в голову: «Мидрейндж будет хорошо играть против зомбей, вон у него сколько ремувала и Pillar of Flame|пиллары мейном». Но оказывается, что далеко не всегда колода играет именно так, как запланировано. Зомби настолько быстрая дека, что если ремувал запоздает хотя бы на один ход, то очень часто он уже не успевает помочь.  Несмотря на наличие Bonfire of the Damned|бонфайров, зомби будут разыгрывать руку, не заботясь о массремувале оппонента (они вообще ни о чем не заботятся, кроме как о том, чтобы добыть побольше вкусных мозгов оппонента), и если их не останавливают касты Крутоклыка на четвертый и пятый ход — все заканчивается очень быстро. Совершенно не успевает Гаррук, почти никогда нет времени оставлять ману на активацию Rakdos Keyrune (а когда есть, обычно у зомби слишком много существ). Оливии тоже нужно слишком много времени, чтобы залочить стол.

До сайда зомби выиграли 9-6. Зомби убрали 3 пиллара и положили на их место 2 Dreadbore и 1 Thragtusk. Большой бивень как-то не впечатлил, если честно. Джанд убрал постоянно опаздывающих Гарруков и положил 2 Deathrite Shaman и 1 Sever the Bloodline .Ситуация после сайда особо не поменялась, шаманы себя никак не проявили, Sever the Bloodline был более полезен. Dreadbore зомбей стабильно убивал чужую Оливию, Thragtusk напрягал, только когда на нем был ранкор. Зато напрягали все остальные мелкие и противные создания, и в результате зомби вновь были сильнее, 6-4.

В целом матчап показался благоприятным для зомбей благодаря общей медлительности колоды оппонента. Конечно, когда оппонент играет Pillar of FlameFarseekHuntmaster of the FellsThragtusk, мало что можно сделать, но у каждой деки есть свои идеальные сдачи.

9-6, 6-4, переходим к следующему оппоненту.

       
Bant Control
Standard (ISD–RTR)
2 Forest
2 Island
1 Plains
4 Glacial Fortress
4 Hinterland Harbor
4 Sunpetal Grove
4 Temple Garden
4 Hallowed Fountain
4 Thragtusk
1 Snapcaster Mage
3 Dissipate
4 Azorius Charm
2 Think Twice
4 Terminus
3 Entreat the Angels
4 Farseek
2 Detention Sphere
1 Oblivion Ring
1 Garruk, Primal Hunter
4 Jace, Architect of Thought
2 Tamiyo, the Moon Sage
3 Centaur Healer
4 Geist of Saint Traft
1 Ray of Revelation
1 Dissipate
1 Negate
2 Supreme Verdict
2 Rest in Peace
1 Garruk, Primal Hunter
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

«Какой ужас», — подумал я, посмотрев на деклист Банта. И не ошибся. Терминусы, Azorius Charm|чармы, Джейсы (которые особенно хороши против толпы мелких созданий), Detention Sphere|Сферы, Тамиё, и, конечно, куда же без Крутоклыков? Это будет сложно. С другой стороны, у оппонентов есть почти мертвые Dissipate'ы и уж очень тяжелые Entreat the Angels, так что если они не поднимают Farseek, то сопротивление они начнут где-то в 11 хитах.

Терминус|К сожалению, обычно сопротивление Бант начинал и, одновременно, заканчивал на второй или третий ход, когда показывал Терминус с топдека. Для зомбей играть (играть и выигрывать — разные вещи, правильно?) против Банта достаточно просто, ведь мы не верим в твои топдеки Терминуса, другое дело, что от их игры не многое зависит. Даже если оппонент получил медленную сдачу, у него всегда есть ауты на то, чтобы полностью законтролировать весь стол, просто подняв одну карту. До сайда эта самая «карта» поднималась достаточно часто, вследствие чего зомби уступили 6-9.

Следующие три партии можно не брать в расчёт, так как бант посайдился неправильно. Не сайдьте Rest in Peace против зомби! Эта замечательная карта приходит и… ничего не делает. Да, она борется с абилками Gravecrawler'a, Посыльный Геральфа|посыльного, разбирается с ранкором. Но когда у тебя мало хитов, а ты поднимаешь надежный Rest in Peace, ты понимаешь, что название карты говорит уже о тебе.

Зомби: -3 Pillar of Flame, +2 Appetite for Brains, +1 Dreadbore.

Первноначалый сайд Банта: -3 Dissipate, -1 Snapcaster Mage, -1 Garruk, Primal Hunter, -2 Jace, Architect of Thought, +3 Centaur Healer, +2 Supreme Verdict, +2 Rest in Peace.

После 3-0 в пользу зомби Rest in Peace занят положенное ему место в сайде, вернули Джейсов. Но Бант, обиженный неправильным с ним обращением, продолжал капризничать. Терминусы с топдека приходить отказывались, пятую ману на Крутоклыка не подвозили, Джейс постоянно находил не то, что надо. А у зомбей все было стабильно и по кривой. В результате, общий счет после сайда был 7-3 в пользу зомби.

Несмотря на столь хорошую игру после сайда, я считаю, что выигрывать этот матч зомбям достаточно проблематично. В Банте есть все, чтобы перевести игру в позднюю стадию, где контроль чувствует себя значительно уверенней, чем зомби. Приходится уповать на топдеки, которые, в рамках данного тестинга, не подвели. Аристократка предпочитала приходить ровно тогда, когда оппонент полностью справлялся со столом и оставался при этом в незначительном количестве хитов. Если этого было мало, вслед за ней приходил бурн. Оппонент негодовал силе топдеков, но сделать ничего не мог.

6-9, 7-3.

       
UWR Midrange
Standard (ISD–RTR)
2 Clifftop Retreat
4 Glacial Fortress
4 Hallowed Fountain
2 Island
2 Moorland Haunt
4 Steam Vents
4 Sulfur Falls
3 Augur of Bolas
4 Geist of Saint Traft
4 Restoration Angel
4 Snapcaster Mage
3 Azorius Charm
2 Dissipate
3 Izzet Charm
2 Searing Spear
2 Syncopate
4 Thought Scour
4 Pillar of Flame
1 Bonfire of the Damned
2 Runechanter’s Pike
2 Dungeon Geists
3 Knight of Glory
1 Detention Sphere
2 Counterflux
1 Erase
2 Essence Scatter
2 Flames of the Firebrand
2 Supreme Verdict
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Чем-то похоже на Delver of Secrets|делвера (стилем игры, видимо, только без надоедливой мухи 3/2), а у делвера всегда был плохой матч с зомбями. Но то был другой делвер, а это — другие зомби. Посмотрим, как будет складываться игра.

Первые 5 партий показали явную доминацию темной стороны силы над духами и ангелами. 5-0. Далее все стало не столь разгромно, но общий счет до сайда был 11-4 в пользу зомби. Контра, мелкие существа и бурн не могут остановить агрессию. Существа вынуждены сдаваться в блоке, перебегать зомби крайне сложно даже Geist of Saint Traft|гейсту с Пика Рунопевца|пикой, так как обычно ему нужно сделать две атаки для победы, а не всегда хватает времени даже на одну. Ангел приходит на поле боя, когда уже можно добивать бурном, что обычно зомби и делали. Ремувал мог бы быть эффективным, если бы Аристократка и манглер не игнорировали большую его часть. Матчап приятный. Сайд немного уравнял шансы.

Зомби: -2 Dreadbore, +2 Vampire Nighthawk.

UWR: -2 Syncopate, -2 Dissipate, -4 Thought Scour, +2 Dungeon Geists, +3 Knight of Glory, +1 Detention Sphere, +2 Supreme Verdict.

Очень хорошо останавливает агрессию Knight of Glory. Если нет пиллара, то приходится тратить ценный Brimstone Volley или вообще останавливаться. А если UWR дать пару ходов передышки, то, скорее всего, победу она уже не упустит. Убрали лишние контрспеллы, добавили ремувал, можно играть.

У зомби же почти ничего не поменялось. Ппошла равная игра, где чаще всего решало, есть ли у UWR рыцарь и могут ли зомби найти на него ответ прямо сейчас. В результате ответ зомби находили чуть чаще, чем противник. 6-4 в пользу зомби.

В целом матч достаточно хороший, первую партию чаще всего выигрываем, потом нужно выиграть всего одну из двух. Хотя выборки тестинга недостаточно, чтобы делать серьезные выводы, но если распределение вероятностей относительно победителя этого матча более-менее похоже на нормальное распределение, то зомби будут явным фаворитом в этом матче.

11-4, 6-4.

       
Selesnya Aggro
Standard (ISD–RTR)
7 Forest
5 Plains
2 Gavony Township
4 Sunpetal Grove
4 Temple Garden
4 Arbor Elf
4 Avacyn’s Pilgrim
4 Loxodon Smiter
4 Restoration Angel
2 Wolfir Silverheart
4 Precinct Captain
4 Sublime Archangel
4 Thragtusk
4 Rancor
4 Selesnya Charm
2 Sundering Growth
3 Dryad Militant
3 Grafdigger's Cage
4 Centaur Healer
3 Oblivion Ring
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Билд достаточно оригинальный, но человек, который приходил на наши тестинги с этой декой, считает, что играть Селезнией нужно именно таким билдом. Кто мы такие, чтобы спорить?

Проблемная дека. Если поймать манадорка пилларом, то жить еще можно, но по какой-то причине пиллары приходили отдельно от манадорков в большинстве партий. Толстые тушки, через которые сложно пробиваться, сами по себе неприятны, так их еще и качают всякие Высочайший Архангел|Архангелы и ранкоры. Ремувала у них нет, но он им, похоже, и не нужен вообще. А вот я бы не отказался поднимать больше заклинаний, которые хоть что-то делают с существами противника, а как-то очень больно они меня били во всех партиях. Странно для зомби встретить деку, которая хоть и уступает тебе в скорости, но наносит значительно больше повреждений, что компенсирует недостатки в манакостах. Часто приходиться упираться в Loxodon Smiter на второй ход, разобрать которого крайне проблематично, мейном, по крайней мере. А ведь он далеко не самое проблемное существо. Можно убить поверху, с помощью Аристократки, но обычно на это не хватает времени. Мейном зомби испытывали трудности с решением всех этих проблем и сыграли 6-9. Правда, последние 4 партии манабаза показала себя «во всей красе», и проигрывал я в основном ей. Что не является поводом для того, чтобы не засчитать поражение, конечно.

Нет, на  скорости мы у них не выиграем, теперь мы зомби-контроль!

Сайд: -3 Rancor, -2 Rakdos Cackler, -4 Diregraf Ghoul, +2 Dreadbore, +2 Vampire Nighthawk, +2 Thragtusk, + 1 Pillar of Flame, +2 Flames of the Firebrand.

Селезния: -4 Sublime Archangel, -2 Wolfir silverheart, -1 Selesnya Charm, +4 Centaur Healer, + 3 Oblivion Ring.

Первые партии прошли под знаком скрю/флуда с моей стороны, что не помешало мне понять, что матч стал еще хуже. Теперь в его деке для меня проблемны вообще все карты. Идея мелких существ разбирать пилларами и Flames of the Firebrand, крупных — Dreadbore'ом и меняться Vampire Nighthawk|найтхавком была неплохая, но не тогда, когда тебе ставят по 2-3 Крутоклыка, а потом 2-3 ангела. Убивать Посыльным и Аристократкой можно, но только если противник не успел погейнить очередные 15 жизней. Очень неплохо себя зарекомендовал тролль. До сайда на него вообще ответов не было, сейчас появились Кольцо Забвения|кольца. Добиться плюсового результата, очевидно, не удалось.  3-7, с этой декой нам очень тяжело. Допускаю, что моя идея сайда была ошибочной. Нужно будет попробовать оставить всех мелких существ и убрать крупных.

6-9, 3-7.

На закуску я оставил одну из самых интересных в данном метагейме дек — четырехцветную мидрейндж-комбу на Unburial Rites.

       
4c Rites
Standard (ISD–RTR)
4 Blood Crypt
3 Clifftop Retreat
4 Overgrown Tomb
3 Rootbound Crag
3 Sunpetal Grove
4 Temple Garden
2 Woodland Cemetery
4 Angel of Serenity
4 Centaur Healer
4 Thragtusk
2 Griselbrand
4 Grisly Salvage
4 Faithless Looting
3 Lingering Souls
4 Mulch
4 Pillar of Flame
4 Unburial Rites
2 Deathrite Shaman
1 Elderscale Wurm
1 Rakdos Charm
2 Ray of Revelation
1 Olivia Voldaren
1 Devil’s Play
2 Dreadbore
1 Lingering Souls
2 Rolling Temblor
2 Sever the Bloodline
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Просто замечательно. В дополнении к столь любимым нами карт вроде кентавра, Крутоклыка и пиллара мы еще опасаемся быстрого выхода на стол ангела, который моментально остановит всю агрессию, плюс еще и вернет кого-то из команды противника в случае своей гибели. Да, оппоненту бывает сложно собрать свою манабазу. Да, иногда оппоненту не подвозят нужные части комбы, и у него нет массремувала (это если не считать таковым Angel of Serenity, который вполне может оказаться односторонним массремувалом с возможностью вернуть свои существа, если что-то пойдет не так). До сайда матч не был похож на равную игру, 6-9 в пользу 4c Rites. Часто не успеваем затоптать противника, пока он не начнет ставить Крутоклыков и ангелов. Думал, что можно что-то поменять после сайда.

Сайд: -2 Rakdos Cackler, -3 Pillar of Flames, -1 Dreadbore, +2 Tormod's Crypt, +2 Appetite for Brains, +2 Slaughter Games

Rites: -2 Unburial Rites, -2 Griselbrand, -2 Angel of Serenity, +2 Sever the Bloodline, +2 Rolling Temblor, +1 Lingering Souls, +1 Olivia Voldaren.

Увы, после сайда ситуация не поменялась.  Ощущение было тем же, что и против Селезнии  — нам тут делать нечего. То, что оппонент уменьшил количество карт в своей комбе, закономерно опасаясь грейвхейта, как-то не очень повлияло на исход матча. В нужный момент он все равно находил Unburial Rites и поднимал с кладбища только что с таким трудом убитое существо. Нужно будет подумать или об увеличении количества хейта, или о том, чтобы полностью отказаться  от него, раз он не помогает.

6-9, 4-6.

Подведем итог. Зомби — быстрая, сильная и простая в управлении колода. Её можно посоветовать игрокам, которые хотят временами выигрывать турниры, но при этом не очень хотят разбираться в сложностях управления контролями. Нельзя сказать, что дека стабильна, но она значительно стабильнее, чем я предполагал: в основном, благодаря Cavern of Souls, которая дает нам возможность разыгрывать почти всех существ (разве что на дьяволов для Rakdos Cackler не хочется ее ставить). Проблема деки в том, что на данный момент в метагейме крупных турниров и в онлайне достаточно много колод, которые содержат множество карт, призванных создавать неприятности зомбям. Но учитывая то, что сейчас популярность зомби пошла на спад, мы можем предположить, что будут играть деками, которые, в свою очередь, будут бить деки, которые хейтили зомбей. А против подобных колод зомби смотрятся очень сильно, как, например, против UWR контроля.

На этом я заканчиваю свою статью, играйте в Магию, будьте клевыми.

Майк Краснитский

{{rtrtitlechunk}}