Семьдесят пять

Опубликовано: 14.06.2011

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня я хочу отвлечься от конкретных колод и немного поговорить о такой важной и зачастую плохо понятной начинающим игрокам составляющей турнирной Магии, как сайдбординг. При самом оптимистичном раскладе не менее половины игр, которые вы играете, проходит после сайдборда, при менее оптимистичном – почти две трети, поэтому пренебрежение тем, как и зачем работают пятнадцать дополнительных карт, может дорого вам стоить.

Зачем все это нужно

Зачем вообще нужен сайдборд? Колода, имеющая преимущество в первой партии, стремится его упрочить, колода-лузер – перевернуть ситуацию в свою пользу.  Иногда доходит до совсем уж курьезных ситуаций: некоторые комбоколоды, например, могут полностью менять план на игру, всайживая другую комбу, чтобы обойти чужой хейт (так год назад колоды на Pyromancer Ascension сайдили Polymorph вместо возвышения, чтобы обойти Naturalize-образные карты). Кроме того, может сложиться ситуация, когда некоторые ваши карты очень плохи в каком-то конкретном матче (например, Go for the Throat против колоды, все существа которой – артефактные) или когда нужны ответы на специфические угрозы, с которыми вы не умеете справляться мэйном.

По моим наблюдениям, самый часто задаваемый на форумах про Магию (на любом языке) вопрос выглядит вот так: «Вот деклист. Расскажите, как им сайдиться». Почему это происходит? От лени, конечно же, а еще из-за нежелания воспринимать колоду как семьдесят пять карт, а не как шестьдесят плюс пятнадцать. А, между тем, из сайдбордного теха может родиться целая колода. 

Полтора года назад, когда в Стандарте безраздельно властвовал Джанд (Bloodbraid Elf был примерно так же проклинаем, как сейчас Jace, the Mind Sculptor, только он анкоммон, а не мифик), Саймон Корзунов предложил интересную колоду: G/W/B/R битдаун на Knight of the Reliquary и Bituminous Blast. Манабаза колоды выглядела на первый взгляд совершенно дико: десяток фечек и примерно столько же базовых земель всех четырех видов (и совсем немного небазовых земель). Почему четыре цвета? Почему такая манабаза при наличие в формате отличных дуалок? Потому что предполагалось выигрывать у Джанда при помощи лежащего в сайдборде комплекта Voices from the Void, и именно из этой идеи выросла вся остальная колода (которой Саймон и Миша Строев, к слову, прошли во второй день Гран При Брюссель).

Угрозы и ответы, задачи и решения

Нужно понимать, что каждая из семидесяти пяти карт в колоде одинаково важна и что карты из мэйндека ничем не лучше тех, которые лежат в сайдборде. Но если нет разницы, зачем пла… почему бы не положить все хорошие карты сразу в мэйндек? Дело в том, что существует достаточно много хороших, но узких в применении карт. Самый яркий пример – цикл из Deathmark, Flashfreeze, Celestial Purge, Combust и Autumn's Veil, начавшийся в сете Coldsnap, продолжившийся в Conflux и обновляемый в базовых редакциях. Эти карты изначально сделаны такими, что играть ими в мэйне – не самая хорошая идея, зато в сайдборде они очень к месту. А какой вообще должна быть карта, чтобы попасть в сайдборд?

Основная задача, которую должна решать сайдбордная карта – это улучшение вашего матча с определенной колодой или типом колод. Причем именно серьезное улучшение. Буквально на днях у меня спрашивали, стоит ли при сайдбординге UB контроля против Валакута заменять Mana Leak на Flashfreeze. Ответ – нет, не стоит, потому что обе карты делают одно и то же, и вместо такой замены стоит положить в эти слоты карты против других матчей. А вот добавив Flashfreeze к уже имеющимся Mana Leak, вы делаете план на игру лучше – против двенадцать контрспеллов (4 Mana Leak, 4 Flashfreeze, 4 Spell Pierce) Валакуту существенно сложнее играть, чем против восьми, а вам существенно проще сконтрить и Primeval Titan, и Summoning Trap, который за ним последует. 

Впрочем, есть и исключения. В прошлом сезоне многие белые колоды сайдили Celestial Purge против Джанда. Эти же колоды обычно играли в мэйндеке Path to Exile, а вот ответ на вопрос «заменять или добавлять» зависел от плана на игру. Те колоды, которые одновременно играли в сайдборде Goblin Ruinblaster для того, чтобы создать Джанду проблемы с манабазой, очевидно, высайживали Path to Exile; остальные обычно добавляли второй комплект ремувала, чтобы быть уверенными, что Sprouting Thrinax не оставит после себя токенов. 

Кроме понимания, как вы хотите изменить свой план на игру и создать проблемы оппоненту, хорошо также понимать, как оппонент собирается бороться с вами, и заготовить соответствующие ответы. Больше всего это касается комбоколод, но не только их. Любая колода с белым может играть Kor Firewalker против монореда, и моноред вынужден играть Ratchet Bomb или Perilous Myr, чтобы иметь ответ на Kor Firewalker, потому что без такого ответа весь план монореда на игру фактически выключается. Есть еще ответы на ответы, но это слишком редкие и тонкие материи, чтобы говорить о них абстрактно.

Экономим место

Еще один часто недооцениваемый аспект сайдбординга – правильная оценка того, сколько карт в колоде можно заменить так, чтобы не только разобраться с наиболее проблемными угрозами оппонента, но и не сломать свой собственный план на игру. Особенно это касается комбоколод, мэйндек которых плотно упакован способами найти и защитить комбу: обычно больше четырех-пяти карт без ущерба для колоды высайдить невозможно. Впрочем, наличие большого количества поисковых карт упрощает задачу нахождения сайдовой карты. 

Примером такого рода могут быть Green Sun's Zenith и Fauna Shaman: если вы сайдите против монореда одну копию Obstinate Baloth, то виртуально у вас пять копий и куча свободного места в сайдборде. Зенит, правда, в этом случае надежнее, потому что не умирает от Lightning Bolt. Еще надежнее – Living Wish, с ним даже сайдить ничего не надо, но он, к сожалению, не в формате. Досайживание тюторов, кстати, распространенная и позволяющая экономить место практика: допустим, у вас есть две карты, важные в разных матчапах и нужные комплектом, и тютор, который может найти обе. Если не пользоваться тютором, потребуется восемь слотов, а если пользоваться – шесть (два тютора и по паре той и другой карты). Итого сэкономлено два слота, которые можно потратить на другие матчи.

В число лучших способов сэкономить место также входит применение более универсальных карт. Day of Judgment хорош против любой агрессивной колоды, которая не умеет стабильно выигрывать до того, как вы его сыграете. Против части колод Pyroclasm или даже Marrow Shards (привет, Kuldotha Rebirth) лучше, если надо выбрать что-то одно, то Day of Judgment – несомненный фаворит. Естественно, если в метагейме непропорционально много Kuldotha Red, то полагаться Day of Judgment не стоит. Здесь мы приходим к влиянию метагейма на ваш выбор.

Матчапы, матчапы…

Хотя нет, не переходим. Прежде чем говорить о метагейме, я хочу предостеречь вас от важной ошибки, часто совершаемой новичками. Допустим, вы приходите на FNM, и все идет гладко до тех пор, пока в последнем туре вас не разбивает в пух и прах какая-нибудь колода. На следующей неделе ситуация повторяется – та же колода снова преграждает вам путь к призам. На третьей неделе вы хорошенько готовитесь и кладете в сайдборд десять карт хейта (а лучше двенадцать) и с нетерпением ждете мести. Но мести не случается: ради одной колоды вы пожертвовали слотами для всех остальных и закономерно проиграли первые два тура. Это называется «перезаложился». Уделять внимание проблемным матчапам, конечно же, стоит, но во всем надо соблюдать меру. 

Важность тех или иных матчей для вас определяется в первую очередь их популярностью, а во вторую – тем, насколько плох матчап. Причем ваша реакция на второй пункт может быть очень разной – от смены колоды, если главная проблема – доминирующая колода метагейма, и исправить матчап никак нельзя (так случилось в нынешнем стандарте с Валакутом), до семи-восьми карт, предназначенных для одной конкретной колоды. Когда вы придумываете план против своего плохого матча, имеет смысл попробовать что-то кардинально другое – ведь ваш исходный план на игру недостаточно хорош, раз вы не выигрываете до сайда, так? 

Я помогал уже упомянутому выше Саймону Корзунову готовиться к экстендедной части Worlds-2009, и главной проблемой было придумать для его трехцветного Scapeshift план против комбы на Dark Depths и Vampire Hexmage. В итоге мы пришли к 4 Blood Moon и 4 Magus of the Moon – восемь карт против одной-единственной колоды, но это позволило превратить матчап из 30-70 до сайдборда в 60-40 после. Самое забавное – то, что любая из этих карт полностью закрывает и нашу собственную комбу тоже, но, как я и говорил выше, для этого матча был предусмотрен альтернативный план – просто ходить в атаку существами. Впрочем, есть и другие примеры: некоторые мачтапы настолько плохи, что проще не иметь сайдборда вообще и надеяться, что повезет с парингами. Если колода, которой вы боитесь, относительно редкая, то этот план может иметь право на жизнь. Если же нет, то стоит посвятить ей несколько карт, как и другим матчам. 

Кстати, забывать о хороших матчах тоже не стоит – ведь оппоненты, у которых есть проблемы с вашей колодой, наверняка постараются приготовить для вас что-нибудь эдакое. Впрочем, раз ваш план до сайда был хорошим, то наиболее удобным путем будет не менять его, а подготовить ответы на ответы и не дать оппоненту активно вам мешать, или сломать его новый план тоже (хотя для этого его надо знать, что может представлять некоторую проблему). Примером подобного рода может быть игра Caw-Blade, против которого все, кто может, сайдят хейт артефактов (Divine Offering, Manic Vandal, Naturalize и т.д., и т.п.). Этот факт, сам по себе неприятный, не заставляет Caw-Blade отсайживать Batterskull и мечи – без них план колоды на игру просто ломается, – но заставляет играть способами помешать оппоненту сломать меч (в основном контрспеллами) или просто дополнительными копиями Batterskull.

Избавляемся от лишнего

Итак, вы рассмотрели все основные матчи своей колоды – и плохие, и хорошие – и придумали, что вы хотите с ними делать. Собрав вместе карты, которые предполагается всайживать, вы, вероятно, получите стопку, приближающуюся по размерам к мэйндеку – даже несмотря на то, что мы пытались экономить слоты. Но мест в сайдборде всего пятнадцать. Что делать? Резать! Направлений резания всего четыре. Самое лучшее – ножницами по диагонали карты. Три менее удобных – оценка того, насколько важен хороший сайд против того или иного матча; подбор карт, полезных в разных матчах; и понимание того, что и как вы собираетесь отсайживать. 

Отсайд часто вызывает большие проблемы, иногда просто необъяснимые. При этом в агрессивных колодах проблемы вызывает то, что там обычно много карт, выполняющих сходные функции (например, существ), а в контролях – то, что в колодах много синглтонов, полезность которых сложно оценить, обладая небольшим опытом пилотирования колоды. Первое, что надо сделать, решая, что вы хотите отсайдить – понять, какие угрозы оппонента для вас наиболее опасны и какие ваши карты наименее полезны при борьбе с этими угрозами. 

Простой пример: есть B/R вампиры, против Caw-Blade надо отсайдить каких-нибудь существ, чтобы всайдить, например, Duress. Кого отсайдить? Bloodghast – нельзя. Kalastria Highborn – нельзя. Остаются только первые дропы – Vampire Lacerator и Pulse Tracker. Кого из них отсайдить? Допустим, мы отсайдили раздирателей и оставили трекеров. Представим себе его типичный жизненный путь: сыгран, на следующий ход пошел в атаку, пронес одно повреждение триггером, был заблокирован мистиком и умер. Итого одно повреждение за одну карту и одну ману. Негусто. А раздиратель? Сыгран, на апкипе сделал хозяину больно, пошел в атаку, не заблокирован, пронес два повреждения. Итого уже эффективнее, чем Pulse Tracker. Дальше, правда, начнутся свистопляски с мечами, но мы ведь для того и сайдим Duress вместо Pulse Tracker, чтобы избавить оппонента от мечей и сделать наших оставшихся существ лучше. 

Зная, какие карты не очень хороши против оппонента, вы сможете оценить, сколько карт вы хотите высайдить и сколько можете всайдить. Чаще, правда, бывает наоборот – вы можете всайдить очень много всего, а вот много вынуть не получается. В этом случае понимание того, сколько у вас есть слотов отсайда, поможет не перегружать сайдборд лишними картами. А вот если вы часто чувствуете, что хотите очень много всего отсайдить, а всайживать вам нечего – это верный показатель того, что с вашей колодой что-то не так и дорабатывать надо не сайд, а мэйндек – или просто выбрать что-то другое.

На этой оптимистичной ноте я, пожалуй, и завершу свое повествование на сегодня. Играйте хорошо, и пусть все ваши сайдовые карточки будут полезными.

Валерий Шунков