Полночь, метагейм и тыква

Опубликовано: 01.11.2011

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня у меня в программе разбор метагейма стандарта и небольшой рассказ о том, как может меняться метагейм во времени и пространстве.

Немного теории

Самое главное, что нужно понимать о метагейме – то, что он постоянно изменяется, быстрее или медленнее. Основных вариантов два:

  1. В формате присутствует однозначно лучшая колода (Affinity, Caw-Blade или, например, просто хорошо собранный дорогой контроль в провинциальном клубе). В такой ситуации все игроки делятся на две категории – те, кто играет лучшей колодой формата, и те, кто против нее затачивается. Если чуда не случается, то метагейм быстро становится ужасно скучным и неинтересным. Надеюсь, что мы такого еще долго не увидим.
  2. В формате есть несколько потенциально хороших стратегий, но ни одна из них не способна доминировать длительное время. В этом случае можно во всей красе наблюдать принцип «камень-ножницы-бумага» – одна «лучшая колода» сменяет другую. Например, четыре последовательных SCG Open выиграли четыре разные колоды, то есть «сдвиги» метагейма там происходят каждую неделю. 

Конечно, SCG Open и наша с вами объективная реальность серьезно различаются; основные причины этого – количество туров и финансовый фактор. Со вторым все просто – лучшие игроки могут позволить себе менять колоды хоть каждый день, а большинство из нас собирает колоду довольно долго и играет ей продолжительное время. Было бы отлично иметь возможность постоянно менять колоду, но чего нет – того нет, так что будем ответственнее походить к выбору, ведь неверный выбор будет означать, что ваша колода превратилась в тыкву – довольно неприятное ощущение, скажу я вам.

Количество туров – тоже важная штука. На обычном FNM их редко бывает больше пяти, а для того, чтобы выиграть SCG Open, надо сыграть примерно 11-2. При этом, разумеется, набор колод, с которыми вы можете сыграть в первом и в девятом туре, может сильно отличаться. Метагейм верхних столов – это дополнительный фактор, который  может (и должен) влиять на выбор колоды для крупных турниров (национал, Гран-При и т.д.), но дечку для FNM лучше выбирать, ориентируясь на полный состав участников турнира (тем более что он обычно приблизительно понятен – ведь все всех знают).

Результаты крупных турниров, конечно же, влияют на метагейм в клубах, но со значительным опозданием – ведь собрать за неделю, допустим, двадцать колод, как у победителя Гран-При Хиросима Мартина Юзы, практически невозможно; да и не всем нравится колода Мартина, кому-то все равно милее собственноручно переработанный миллион раз Birthing Pod или моноред. При волнообразном развитии метагейма, кстати, вполне возможна ситуация, в которой колода, только что выигравшая большой турнир, окажется исключительно неудачным выбором в метагейме вашего клуба.

Немного цифр

Теоретическая болтовня на сегодня окончена, давайте посмотрим на реальные деклисты. Первым делом – красивая диаграмма, показывающая метагейм второго дня Гран-При Хиросима.

Как видите, самые популярные колоды – это манарамп на Kessig Wolf Run и разные варианты агрессивных белых колод. Более того, в финалах ГП Хиросима и SCG Open в Канзасе было три U/W колоды и одна G/W, с большим количеством манарампов на подступах к топам. Это, кстати, свидетельствует о том, что у манарампа серьезные проблемы, и все, кто хотел, к нему подготовились.

А теперь давайте посмотрим на топы Game Day в московских «Единорогах». Мы увидим там Bant Pod, моноблэк инфект, три манарампа, U/R агро, два монореда, два U/W/B контроля и два U/W Aggro. Бросается в глаза то, что вместо G/W колод мы видим… ммм… всякое разное. Но самое важное – то, что почти четверть пилотов пришла на Game Day в «Единороге» на Новослободской моноредами, то есть колодой, которая откровенно плоха в филде из рампы и U/W – это и есть запаздывание реакции локального метагейма на результаты крупных турниров. В данном случае – недели на три. Просмотр данных с FNM только подтверждает вывод о том, что метагейм сильно отличается от больших турниров – много монореда, Birthing Pod, Tempered Steel.

Деклисты

Главное открытие нескольких последних дней для меня – это, безусловно, колода Ильи Крючкова, которой он прошелся по Game Day без поражений.

       
U/R Kryuchkov
6-0-2, Game Day 29/10/11, «Единорог» (Новослободская), Москва
4 Sulfur Falls
8 Island
12 Mountain
4 Phantasmal Bear
4 Stromkirk Noble
4 Stormblood Berserker
4 Phantasmal Image
4 Snapcaster Mage
2 Hero of Oxid Ridge
2 Silent Departure
4 Incinerate
4 Mana Leak
2 Devil's Play
2 Koth of the Hammer
1 Koth of the Hammer
3 Arc Trail
1 Hero of Oxid Ridge
2 Dismember
4 Vulshok Refugee
2 Manic Vandal
2 Dissipate
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Манабаза у колоды та еще, но в целом колода выглядит очень привлекательно: максимально эффективные существа, контрмагия и бурн – что еще надо для счастья? Способность эффективно противостоять Day of Judgment прилагается на сдачу. В сайдборде у Ильи вы можете увидеть не очень нужных в США, но полезных в Москве Vulshok Refugee – видно, что Илья хорошо понимал, куда и зачем он пришел.

Если вы захотите играть подобной колодой в ближайшее время, я предложил бы попробовать Desperate Ravings, Gut Shot и Frost Breath – все эти карты могут помочь справиться с оппонентом, которого не удалось задавить сразу. Заодно и хороших целей для Snapcaster Mage будет чуть больше, двенадцать – это все-таки маловато.

Второе место в моем рейтинге интересных колод занимает G/W манарамп из топ-16 SCG Open в Канзасе.

       
Dulin G/W/r
Top-16, SCG Open Kansas City
7 Forest
2 Mountain
2 Plains
2 Ghost Quarter
2 Inkmoth Nexus
2 Kessig Wolf Run
4 Razorverge Thicket
4 Sunpetal Grove
3 Solemn Simulacrum
1 Acidic Slime
1 Birds of Paradise
4 Primeval Titan
4 Viridian Emissary
1 Elesh Norn, Grand Cenobite
1 Thrun, the Last Troll
3 Beast Within
1 White Sun's Zenith
4 Garruk, Primal Hunter
2 Gideon Jura
4 Day of Judgment
3 Green Sun's Zenith
4 Rampant Growth
1 Acidic Slime
3 Mirran Crusader
1 Sun Titan
3 Celestial Purge
2 Naturalize
2 Thrun, the Last Troll
3 Timely Reinforcements
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Кевин Далин и его друзья по-новому осмыслили концепцию R/G рампы (в которой красный был, по сути, ради Slagstorm) и заменили красный ремувал на более эффективный Day of Judgment. Безмерно актуальный в агрессивном метагейме Gideon Jura и отличные сайдовые опции завершили новый шаг развития колоды, так что если вы присматриваетесь к манарампу, я очень рекомендую вам выбрать именно эту версию.

Номер три – это разнообразные белосодержащие агрессии. Основной движущей силой белых колод в последнее время была Hero of Bladehold, теперь же эта роль принадлежит Mirran Crusader: крестоносец способен обгонять как манарампу, так и масс-ремувал, особенно при помощи мечей или Angelic Destiny. А вот очень популярные в США буквально пару недель назад G/W и U/W токены на Shrine of Loyal Legions сильно сдали позиции – скорость этих колод не позволяет им на равных противостоять окружающим.

Основные успешные варианты белых колод на сегодня – это виня со сплэшем на Moorland Haunt и Geist of Saint Traft, U/W колода с мечами и Angelic Destiny в качестве основного плана победы, а также более тяжелые G/W агрессии с двумя комплектами манадающих существ.

Колода Адама Бойда, выигравшего старсити-опен, могла бы служить отличным воплощением всего лучшего, что есть для агрессивной колоды в U/W цветах – эффективные существа, поддержанные контрмагией. После сайдборда чужих Primeval Titan ждут аж целых четыре Flashfreeze в дополнение к Mana Leak. Интересно также то, что Адам не стал играть Geist of Saint Traft, предпочтя в этих слотах Spellskite (что еще раз показывает, насколько важно уметь защитить крестоносца).

       
Boyd U/W
4 Island
9 Plains
4 Glacial Fortress
3 Inkmoth Nexus
2 Moorland Haunt
4 Seachrome Coast
3 Spellskite
4 Blade Splicer
3 Hero of Bladehold
4 Mirran Crusader
3 Snapcaster Mage
3 Sword of Feast and Famine
2 Oblivion Ring
2 Dismember
4 Mana Leak
2 Midnight Haunting
4 Gitaxian Probe
4 Ratchet Bomb
2 Sun Titan
1 Oblivion Ring
2 Celestial Purge
4 Flashfreeze
2 Revoke Existence
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Отличный пример настоящей белой вини – колода Такахиро Шираки, дошедшего до финала на Гран-При Хиросима. Огромное количество первых дропов, 4 Grand Abolisher от контроля и даже Honor of the Pure. Замечу, что во всей колоде Такахиро нет ни единого контрспелла, что мне все-таки кажется неправильным решением.

       
Shiraki U/W
GP Hiroshima
4 Glacial Fortress
1 Island
3 Moorland Haunt
12 Plains
4 Seachrome Coast
4 Champion of the Parish
2 Doomed Traveler
3 Elite Vanguard
2 Fiend Hunter
3 Geist of Saint Traft
4 Grand Abolisher
4 Hero of Bladehold
4 Mirran Crusader
3 Angelic Destiny
4 Honor of the Pure
3 Oblivion Ring
2 Batterskull
3 Dismember
4 Leonin Arbiter
3 Shrine of Loyal Legions
3 Timely Reinforcements
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Финал Гран-При Такахиро проиграл прославленному чеху Мартину Юзе, который, вместе с еще более знаменитым Шухеем Накамурой, играл тяжелой G/W агрессией.

       
Juza G/W
GP Hiroshima
8 Forest
4 Gavony Township
4 Plains
4 Razorverge Thicket
4 Sunpetal Grove
4 Avacyn\'s Pilgrim
4 Birds of Paradise
2 Blade Splicer
2 Geist-Honored Monk
4 Hero of Bladehold
2 Mikaeus, the Lunarch
4 Mirran Crusader
2 Mortarpod
3 Oblivion Ring
3 Overrun
3 Elspeth Tirel
3 Garruk Relentless
2 Celestial Purge
1 Elesh Norn, Grand Cenobite
1 Fiend Hunter
1 Garruk Relentless
1 Garruk, Primal Hunter
2 Naturalize
1 Oblivion Ring
2 Sword of Feast and Famine
2 Sword of War and Peace
2 Thrun, the Last Troll
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Как видите, Мартин и Шухей просто собрали в одной колоде все лучшие доступные в цветах карты, не пытаясь играть Shrine of Loyal Legions или чем-то подобным. Все просто: каждый топдек – летальная угроза. Не справился – извиняй. А восемь манадорков позволяют начать предъявлять угрозы уже со второго хода. Колода Мартина кажется мне немного тяжеловатой, но уверенная победа на Гран-При расставляет все на свои места.

Я работал над подобной колодой последнюю пару недель, поэтому завершением повествования про G/W будут еще два деклиста – один мой, опубликованный в пятницу в статье на Starcitygames.com, второй – Дэниэла Дасанга, занявшего на SCG Open KC в субботу одиннадцатое место.

       
Shunkov G/W
8 Forest
4 Plains
4 Gavony Township
4 Razorverge Thicket
4 Sunpetal Grove
3 Avacyn's Pilgrim
4 Birds of Paradise
3 Hero of Bladehold
2 Jade Mage
1 Mentor of the Meek
4 Mirran Crusader
3 Viridian Emissary
3 Thrun, the Last Troll
2 Mortarpod
2 Sword of Feast and Famine
3 Angelic Destiny
3 Beast Within
2 Garruk, Primal Hunter
1 Overrun
1 Mortarpod
2 Leonin Arbiter
3 Suture Priest
2 Act of Aggression
1 Beast Within
2 Dismember
2 Gideon Jura
2 Timely Reinforcements
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Колода построена по схожему с колодой Юзы принципу, но кривая маны у нее существенно ниже, что должно улучшать качество стартовых рук (как выяснилось в ходе тестов – невероятно важный фактор при игре этой колодой).

       
Dusang G/W
9 Forest
4 Plains
3 Gavony Township
4 Razorverge Thicket
4 Sunpetal Grove
3 Avacyn's Pilgrim
4 Birds of Paradise
4 Hero of Bladehold
2 Jade Mage
4 Mirran Crusader
3 Thrun, the Last Troll
2 Mortarpod
3 Sword of Feast and Famine
3 Angelic Destiny
3 Oblivion Ring
3 Garruk Relentless
2 Garruk, Primal Hunter
2 Sword of War and Peace
2 Spellskite
3 Leonin Arbiter
3 Celestial Purge
2 Naturalize
3 Timely Reinforcements
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

Мне не очень нравится то, как Дэниэл изменил мэйндек: пять Гарруков – это немного тяжеловато. Сайдборд Кевина почти полностью другой – он заложился на большое количество псевдомирроров и неприятный матчап с моноблэк инфектом, и большинство его решений мне нравятся. 

Если вы хотите играть подобной колодой, то я предложил бы вам взять мой лист со следующими изменениями мэйндека:
-1 Mentor of the Meek
-1 Viridian Emissary
-2 Garruk, Primal Hunter
+1 Avacyn's Pilgrim
+3 Garruk Relentless.
Обязательные слоты в сайдборде – Gideon Jura, Leonin Arbiter и Celestial Purge, дальше по вкусу и обстановке.

На этом мое повествование заверша… хотя нет, ничего не сказать о контрольных колодах было бы попросту нечестно. У контролей сейчас не самые лучшие времена, но именно умение адаптироваться к чему угодно всегда отличало такие стратегии. Итого для игроков контролями у меня две новости: хорошая – решение, кажется, существует, и плохая – придется играть трехцветной колодой.

Первое, с чего должен начинаться сейчас деклист хорошего контроля – это два или три Day of Judgment (я же не зря только что извел три страницы на описание G/W агрессий, правда?). Можно попробовать собрать U/W, но есть несколько важных моментов:

  1. В белом сейчас совсем нет хорошего точечного ремувала. Rebuke – это даже близко не Condemn.
  2. Очень хочется уметь играть флэшбэк Forbidden Alchemy.
  3. Unburial Rites, кажется, тоже не будут лишними.

Я нашел два достаточно похожих друг на друга деклиста, представляющих собой переосмысленную концепцию Solar Flare – колода Акиры Асахары из топа ГП Хиросима и колода Максима Зрелова из топа Game Day в Москве. Я понимаю, что сравнивать эти два турнира не очень корректно, но Гран-При в Москве на этой неделе не было, а вот схожесть листов как раз подчеркивает то, что наши собственные декбилдеры ничем не хуже иностранных – за плечами у Максима два топ-8 на наце и ПТКу, выигранные прекрасными колодами собственного сочинения.

       
Asahara Solar Flare
4 Darkslick Shores
1 Drowned Catacomb
2 Ghost Quarter
3 Glacial Fortress
3 Island
4 Isolated Chapel
3 Plains
4 Seachrome Coast
3 Swamp
3 Consecrated Sphinx
3 Snapcaster Mage
1 Sun Titan
3 Day of Judgment
4 Dissipate
3 Doom Blade
4 Forbidden Alchemy
4 Mana Leak
3 Oblivion Ring
3 Think Twice
1 Unburial Rites
2 Liliana of the Veil
1 Day of Judgment
1 Gideon Jura
2 Jace, Memory Adept
3 Mirran Crusader
1 Negate
2 Nephalia Drownyard
1 Nihil Spellbomb
2 Ratchet Bomb
1 Timely Reinforcements
1 Wurmcoil Engine
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд
       
Zrelov Solar Flare
4 Darkslick Shores
3 Drowned Catacomb
1 Nephalia Drownyard
2 Ghost Quarter
4 Isolated Chapel
3 Glacial Fortress
3 Plains
2 Swamp
4 Island
1 Wurmcoil Engine
2 Sun Titan
1 Phantasmal Image
2 Snapcaster Mage
2 Timely Reinforcements
2 Day of Judgment
2 Oblivion Ring
2 Unburial Rites
1 Tribute to Hunger
2 Liliana of the Veil
1 Dismember
4 Mana Leak
4 Think Twice
4 Forbidden Alchemy
2 Dissipate
2 Doom Blade
4 Flashfreeze
3 Surgical Extraction
3 Celestial Purge
2 Divine Offering
1 Timely Reinforcements
1 Phantasmal Image
1 Day of Judgment
Земли Существа Другие заклинания Сайдборд

На этой ноте, пожалуй, и закончим на сегодня. Я не коснулся некоторых интересных колод (таких как моночерный инфект, который выглядит очень перспективным, или Bant Pod, который регулярно появляется на локальных турнирах, но, к сожалению, не очень хорошо проявляет себя на дистанции), а также некоторых менее интересных колод (моноред во всех его формах), но охватить вообще все в одной статье никак не получается. Это, кстати, свидетельствует о том, что формат разнообразен, как уже давно не случалось.

Играйте в Mагию, приходите на FNM!