Способности и эффекты

Опубликовано: 30.07.2010

Всем привет и добро пожаловать на очередное занятие судейской школы. Сегодня мы поговорим о способностях. Какими они бывают, когда работают и чем отличаются друг от друга. Для начала выясним, что же такое способность.


Т.е., как правило, способность — это инструкция, содержащаяся в тексте объекта (конечно, мы не берем в расчет художественный текст или сведения о художнике). Эффект — результат выполнения такой инструкции. Текст способности сам по себе не является эффектом.

Примеры:

  • У Axegrinder Giant'а нет способностей.
  • Forest имеет активируемую мановую способность.
  • Adder-Staff Boggart имеет триггерную способнось.
  • У Amoeboid Changeling целых три способности: одна статическая способность, устанавливающая характеристики и две активируемых.
  • Favor of the Mighty обладает статической способностью

Бывает, что способности даются объекту эффектами или правилами игры.


Например:

  • Wren's Run Packmaster дает каждому перманенту с типом Волк статическую способность смертельное касание.
  • Kindled Fury дает целевому существу статическую способность первый удар.
  • Zephyr Net дает зачарованному существу две статических способности: полет и защитник.
  • Darkheart Sliver дает всем щепкам активируемую способность «Sacrifice this creature: You gain 3 life»

Объект может давать способность сам себе: Darkheart Sliver.

Если же эффект устанавливает какое-либо свойство объекта, он не дает объекту способности. Для этой цели в английском используется глагол «is».


Например, чары с текстом «Зачарованное существо является красным» не дают существу никаких способностей, они просто меняют цвет (характеристику) существа на красный. И, соответственно, эффекты, удаляющие способности объекта (Humility, Yixlid Jailer, Sudden Spoiling, Ovinize и т.д.) не могут повлиять на эту характеристику.

Эффекты, удаляющие способности используют формулировку «объект теряет способность». В английском варианте «lose».

Примеры:

  • Leyline of Singularity устанавливает у всех неземельных перманентов в игре супертип «легендарный»
  • Humility лишает всех существ в игре всех способностей.
  • Omnibian не лишает существо способностей.

И еще одно замечание, касающееся выданных объекту способностей. Эффекты изменения текста (Mind Bend, Artificial Evolution) не могут изменить способности, которые были выданы объекту:


Например:

  • Если Runeclaw Bear получил способность «Защита от белого», то с помощью Mind Bend с этим ничего не поделаешь.

Типы способностей


Существует четыре типа способностей:

  1. Способности заклинаний
  2. Активируемые способности
  3. Триггерные способности
  4. Статические способности

Рассмотрим отдельно определение способности заклинаний:

* См. раздел «3 важных факта».

Остальные способности представлены в таблице:

Статические Активируемые Триггерные
Записываются как утверждение. Они просто истина. Всегда содержат в тексте двоеточие. Имееют стоимость активации и эффект. Записываются как «Стоимость: Эффект. Ограничения на активацию (если имееются) .» Всегда содержат одно из слов: «when», «whenever», «at» (обычно в начале способности).
Не играются. Просто существуют. Применяются только тогда, когда объект со способностью находится в подходящей зоне (См. раздел «3 важных факта»). Активируются только игроком, контролирующим объект с активируемой способностью, если сама способность не утверждает иного. Срабатывают в любой момент при наступлении триггерного события, независимо от желания игроков.
Не используют стек. Генерируют продолжительные эффекты. После активации или срабатывания попадают в стек (кроме мановых способностей). Генерируют эффекты на разрешении. Это могут быть как однократные эффекты, так и продолжительные.
Некоторые объекты имеют присущие им статические способности, которые определяют цвет, тип, силу или прочность. Такие способности называются способностями, устанавливающими характеристики (СУХ). Они действуют во всех зонах. Способность одного объекта, определяющая характеристики другого объекта не является СУХ. Активируемая способность, не имеющая целей и способная производить ману является мановой. Триггерная способность, не имеющая целей, срабатывающая от мановой способности и способная производить ману, является мановой.
Мановые способности не используют стек, следовательно не могут быть отменены и не дают возможности сыграть что-нибудь «в ответ».
Активируемые мановые способности могут быть активированы как при наличии у игрока приоритета, так и во время сотворения или разрешения заклинания или другой способности, если требуется оплата маной. Триггерные мановые способности срабатывают, когда активируются активируемые мановые способности, и разрешаются немедленно без ожидания получения игроком приоритета.

3 важных факта


В отношении всех способностей стоит обратить внимание на три вещи. Первое – это зоны действия способностей.

Непраздный вопрос. Не верите? Ок. Вот вам несколько задачек:

  • Какие значения силы и прочности имеет Tarmogoyf в вашей библиотеке? Это может быть важно, например, если вы сотворите Wild Pair.
  • Yixlid Jailer в игре. Некое заклинание кладет из кладбища в игру Scarwood Treefolk. Он войдет повернутым или нет?
  • Можно ли сыграть Animate Dead в Akroma, Angel of Wrath?
  • Можно ли, используя способность Grinning Totem, найти Corpulent Corpse и отсрочить?

Итак, что же говорят нам правила? (Выделены мои комментарии.)


Вторая: активируемые и триггерные способности, попав в стек, не зависят от источника.


Разрушение или удаление источника после этого радостного события не влияет на судьбу способности – в нормальных условиях она все равно разрешится. Этот пункт нашей программы вызывает множество вопросов со стороны неопытных игроков: «Ну, как же? Тут написано «Гениальный пиротехник наносит 1 повреждение...», а его в игре уже нет». Мое объяснение звучит так: «Если подлодка выпустила торпеду по авианосцу, то торпеде в общем-то все равно жива ли еще подлодка» :)

И, наконец, третье – объект может иметь несколько способностей.

Способности, заданные ключевыми словами могут располагаться в одну строку. Например, как на белой Акроме: «Flying, first strike, trample, haste, protection from black, protection from red, vigilance».

Остальные способности занимают каждая свой абзац. Например, Remand имеет следующий текст:

«Counter target spell. If that spell is countered this way, put it into its owner's hand instead of into that player's graveyard.
Draw a card».

А следовательно содержит 2 независимых способности.

Кроме того, объект может иметь несколько экземпляров одной и той же способности. Будут ли они производить больше эффектов, чем один экземпляр зависит только от способности. Например, второй полет не даст ничего. А вот два обхода будут срабатывать независимо и каждый даст свой бонус.

Домашнее задание


Решить задачки, разбросанные по этому уроку.
Выучить отличительные признаки всех типов способностей.
Ну и традиционные задачки :)

Вы активировали первую способность Amoeboid Changeling, целя своего Гризли, планируя наградить Мишку плюшками, связанными с редким типом существа. Способность разрешилась, и тут коварный оппонент сыграл Sudden Spoiling, поцелив Вас. Что же будет с плюшками (какими типами существ обладает Ваш Медведь)?

Woodland Changeling зачаровали Lignify. Какими типами существ теперь обладает Woodland Changeling

?

Оппонент активирует способность Mangara of Corondor, целя вашу Akroma, Angel of Wrath, в ответ вы «блинкаете» Акрому. Что произойдет?

Ваш оппонент активирует способность Durkwood Tracker, целя атакующих Castle Raptors. В ответ вы сотворили Snapback и подняли Castle Raptors в руку. Погибнет ли Durkwood Tracker

?

Игрок, контролирующий Stronghold Overseer, активирует его способность, в ответ оппонент сотворил Sudden Spoiling. Что происходит?

Вы активный игрок. У вас на поле битвы Fathom Seer лицом вверх, источники для получения , в руке 2 Vesuvan Shapeshifter'а. Можно ли на третьем ходу потянуть 6 карт, не используя других заклинаний? В заключение выражаю благодарность Мигелю Климину за помощь в подготовке статьи.
Со студентами судейской школы прощаюсь не на долго. Читайте правила, получайте удовольствие от игры.

Ирина Summoning Самонова,
summoning(nospam)yandex.ru

Обсужение статьи: для игроков и кандидатов
Ответы на вопросы домашнего задания

Занятие четвертое: Сотворение заклинаний.